Найти тему

Почему люди вздрагивают при упоминании иезуитов?

Иезуиты. Фото из открытых источников
Иезуиты. Фото из открытых источников

Об иезуитах, или “Обществе Иисуса”, рассказать можно очень много, и мы постепенно это обязательно сделаем. Но по частям. А сейчас попробуем объяснить, отчего этот католический орден со временем стал вызывать настороженность, и считается одним из самых темных религиозных течений.

Виновата странная двойная мораль иезуитов, которой они очень ловко пользовались и пользуются для достижения того, что им нужно. Выражение “иезуитская мораль” даже стало нарицательным.

Почему, что за особенности этой морали?

Во-первых, иезуиты создали так называемую “теорию оправдания”, которая помогала представить допустимым любой грех или проступок, если удастся найти соответствующее мнение авторитетного богослова. Члены ордена даже организовали своеобразную картотеку мнений разных богословов, благодаря чему имели возможность достать, будто фокусник из шляпы, подходящее к определенному случаю мнение.

Этот прием получил название морального пробабилизма (моральной относительности) и позволял оправдать любой неприемлемый с христианских законов поступок.

Или даже самый явный грех можно разложить на несколько отдельных поступков, каждый из которых не будет предосудительным. Например, так оправдывал один из иезуитов дуэль, которую церковь категорически осуждала: “Человек выходит рано утром из дому при шпаге. Что же, разве это грех? Он направляет шаги к определенному месту - тоже не грех! Прохаживается взад и вперед, гуляет - все это совершенно невинно. Вдруг на него нападает противник; естественно, по праву самозащиты он выхватывает шпагу и обороняется; что бы затем ни случилось, неужели осудить его?”.

Приведенный пример показывает, что состязаться в хитроумии с иезуитами было практически невозможно.

И второй прием иезуитов - принцип “Цель оправдывает средства”. Всегда считалось, что автор этого выражения - Никколо Макиавелли, теперь же все больше историков приписывают его основателю ордена иезуитов Игнатию Лойоле или одному из иезуитских казуистиков Антонио Эскобар-и-Мендозе.

То есть можно делать что угодно, любую гадость, если главная цель является благой.

Есть и другие подобные методы. Например, можно оправдать свои дурные мысли с помощью “мысленной” или “очистительной” оговорки. Можно нарушать присягу, если слова ее произносились механически, без внутреннего чувства.

Таким образом иезуиты умудрялись оправдать любое свое решение, и бороться с ними было невозможно, до того они были скользкими.

Особенно ловко они действовали, чтобы втереться в доверие к богатым людям и приобрести среди них влияние - разумеется, все это во славу ордена.

Понятно, что такая зловещая, поистине дьявольская беспринципность со временем создала ордену иезуитов очень нехорошую репутацию.