Предыстория
Все началось с того, что при поступлении я, абсолютно никак не ориентирующийся в происходящем, совершенно случайно беру тему курсовой работы "РДА" (ранний детский аутизм). Вы бы знали, каково было мое удивление, когда я узнал, что аутист - не значит одаренный. На третьем месяце обучения мне предложили протоколировать случай РДА у практикующего психолога. Так прошел весь первый и второй курс. Честно? Я испугался, что не смогу разобраться в природе аутизма, не смогу привыкнуть к специфике работы с ним, не смогу брать на себя ответственность развития ребенка с РДА. Поэтому беру тему "музыкальная терапия" (тем более, что сам имею музыкальное образование). На первый взгляд, очень интересная тема, да? Но дальше появляется курс трудовой психологии и психосоматики. Вот, что мне кажется (почему-то) намного интереснее и перспективнее. Я метаюсь из стороны в сторону, в совершенно разные отрасли. Теперь останавливаюсь на психологии труда и психосоматике. Я не знаю, почему так вышло. Возможно, это связано с мотивацией, которую давали преподаватели. Тем более, как я писал в одном из предыдущих текстах, бывали времена, когда я находился в состоянии неопределенности и демотивации на работу.
Приходится из пальца высасывать ТРУДОВУЮ психосоматику, потому что никому оказывается ненужным именно здоровье сотрудников. Шутка. Конечно же это не так. Но на самом деле, бизнес не готов тратить средства в виде времени сотрудников на, по их мнению, странные задумки. Возможно, это я не мог убедить в важности и надобности подобных организационных моментов. Но и сами сотрудники тоже отказывались от работы (бесплатной консультации, диагностики, психологического сопровождения). Почему? Вот они настоящие реалии установок людей на психолога. Попробуйте сами догадаться.
Основная часть
А что по психосоматике? Попробуем не обращаться к исследованиям и постараемся на чистом разуме обрисовать основные линии сложной картины.
Вы можете найти множество определений "психосоматики" на просторах интернета. Я же попробую объяснить так: психосоматика - физиологический недуг, имеющий психическую природу.
Из моего опыта: головные боли, мигрени, заболевания сердечно-сосудистой, ЖКТ и т.д. (почти все) так или иначе связаны с психосоматикой. Сами, наверное, замечали, что какое-то волнительное событие в вашей жизни влечет за собой соматические проявления? Нет? Попробуйте вспомнить: экзамены, собеседования, рождение ребенка, свадьбу, увольнение, любое волнующее событие. Каждое отзывается на вашем организме.
Событие влечет за собой (через призму вашего понимания и реакции на это событие) гормональный отклик в вашем организме. Гормоны заставляют работать органы или наоборот затормаживают их.
Итак, вы получаете головную боль, что делать? Пить таблетку? Очевидно, если вы хотите избавиться от сегодняшней головной боли - да. Если от следующего случая - нужно проработать причину этой головной боли. Если головная боль хроническая, нужно что-то менять в своем образе жизни.
Я имею в виду случаи, когда головная боль - симптом, и он не имеет физиологической природы (травмы и т.п.). Хочу также сказать, что любой недуг (как бы редко он вас не тревожил) в виде головной боли, боли в желудке, травматизм и так далее - не есть норма. Всегда будьте очень внимательны к своему организму, он вам своим соматическим проявлением подсказывает, что что-то не так идет в вашей жизни, что-то нужно изменить.
Люди зачастую совершают ошибки, убирая лишь симптом (тот самый редкий) и запуская основную причину возникновения этого самого симптома. Причина закрадывается глубоко внутрь и в скором времени придется тратиться не только на поиск физиологической причины хронического заболевания, но и на поиск того маленького отклонения, из-за которого случилась лавина. Очевидно дьявол кроется в деталях. В деталях жизненных устоев и понятий.
СПОРНЫЙ ФРАГМЕНТ
Предположим: у кое-кого не сложились приемлемые для него отношения с любой деятельностью, в которой нужно принимать участие (из-за людей, структуры деятельности или ее содержания, даже из-за погоды (потому что для него ОЧЕНЬ важно, чтобы было солнечно (выделил не для интонации, но для акцента, потому что это не высмеивание - как я уже говорил - каждый человек соткан из особых узелков и в данном примере я дохожу до абсурда))). Как большинство людей, которым действительно очень важна эта "погода" (буквально настолько, что они готовы были бы перенести свои похороны) и им обязательно нужно принять участие в этой деятельности, будут реагировать? Молчаливым принятием с испорченным настроением?
По крайней мере такова участь нашего героя-бедолаги, потому что его мировоззрение и видение данной деятельности сложилось так, что в плохую погоду делать это "что-то" невозможно (он так считает). Однако, ему приходится. Он терпит. Он страдает. Для нас причина его страданий неочевидна. А если мы узнаем - нам кажется, что это полнейший бред, что приоритет должен быть нацелен на другую задачу и другие составные этой деятельности. Но это мы. Мы - другие, несогласные принять индивидуальность, потому что человек выделяется. Мы ищем причину в том, что он привлекает на себя внимание, что он "ненормальный", встал не с той ноги, что (бывает и так) у него просто бабы давно не было. А человек страдает. Он и не говорил бы никому причину своей беды, потому что знал, что общество его осудит за, по мнению общества, мелочь. Но его спросили. Его не поддержали. Теперь ему еще хуже.
Если раньше он испытывал напряжение только из-за своего личного недовольства погодой, то теперь он испытывает непринятие своих убеждений, потому что общество его осуждает. Почему осуждает? Потому что ему не все равно, что один человек выражает столько несчастья из-за какой-то погоды, портя настроение другим.
Что сделает наш герой в такой ситуации?
Вариант A - он эмоциональный и накричит, расплачется, демонстративно уйдет (это лучший вариант, потому что конфликт в этом случае не упадет глубже и, скорее всего, как-нибудь решится).
Вариант Б - он промолчит и прежде любимая ему деятельность станет ненавистной своим содержанием (социальным, скорее всего). В варианте "Б" наш герой копит сухую злобу (сухую, потому что он не может винить никого персонально, но может винить всех, потому что он не может ничего изменить в уже случившемся и всем запомнившемся). Эта злость вызывает выброс адреналина, который в свою очередь усиливает сердцебиение, сужает сосуды, затормаживает некоторые процессы пищеварения и т.д. Человек получает головные боли при выполнении своей любимой деятельности. Сначала он пьет сильное обезболивающие. Через какое-то время его отношение, вроде бы, меняется, но, когда он опять сталкивается с определенными сложностями в непонимании обществом своих убеждений, у него снова возникает головная боль. Врачи ищут у него физиологическую причину приписывая ему таблетки. Но головные боли не пропадают.
Однажды случается так, что содержание деятельности чуть-чуть меняется. Например, теперь наш герой занимает другую должность, в которой он может контролировать все, чтобы прийти к успеху в этой деятельности. Головные боли пропадают.
Какие были у него выходы, если бы он понимал причину своих головных болей? Смена деятельности в данном случае подошла бы как никак кстати. Самой главной проблемой в данном случае является его любовь к хорошей погоде. Задача психолога в данном случае: во-первых, найти связь головной боли со страхом социального осуждения; во-вторых, проработать причины возникновения социального осуждения, проработать причину страха и способы его преодоления; в третьих, найти подходящие психологические средства для работы над симптомами и над причинами их возникновения.
СПОРНЫЙ ФРАГМЕНТ ЗАКОНЧИЛСЯ
Давайте теперь подумаем, как люди спонтанно находят для себя средства (психологические), которыми они непреднамеренно преодолевают психосоматические симптомы. Что в первую очередь делает человек, который расстался с любимым человеком? Которого уволили с работы? Плачет, идет в бар, встречается с друзьями, звонит родственникам. Эти примеры известны всем. Но что, если у вас нет возможности прямо сейчас снять с себя тяготу состояния? Убежать? А если вы - учитель?
Средства всем известны, но не все могут их применять, не все они могут быть полезны (об этом позже).
Что же мы заслужили? Попробую сформулировать:
так или иначе, человек видит мир через свою призму личности (а каждый человек индивидуален);
каждый по-своему реагирует на события;
каждый по-своему выполняет те или иные ритуалы, которые запускают эти события;
не каждые ритуалы полезны, осознанны, помогают;
каждое событие в жизни человека влечет за собой последствия (соматические, психологические).
Мы заслужили психосоматические симптомы, потому что переживаем все события без подготовки, проработки, правильной терапии. Потому что не можем придать должного значения последствиям этих событий. Потому что не знаем, что с этим работают психологи.