Найти тему
Рок на БиС

Лучшие "живые" альбомы. Прогрессив. 1966-1969.

В предыдущей заметке, посвященной лучшим "живым" альбомам музыкального направления "прогрессив" (её можно посмотреть по ссылке вот здесь), я объяснял почему в этой рубрике до определенного момента будут встречаться только исполнители одного из стилей, относящегося к данному направлению, а именно jazz-rock/fusion. Вот и в период с 1966 по 1968 год отличными "концертниками" вновь отметились представители именно этого стиля. Но, не Майлз Дэвис, монополизировавший первую половину десятилетия, а два других замечательных мастера.

Обложки дисков взяты на сайте progarchives.com
Обложки дисков взяты на сайте progarchives.com

Первый из них Дон Эллис (Don Ellis) - трубач, композитор, аранжировщик и руководитель большого оркестра, неутомимый экспериментатор, попробовавший себя и в авангардном джазе, и в стилях "third stream - третье течение" и фьюжн, и в ранней психоделии. Его наработки и находки слышны в музыке большого числа рок-звезд первой величины Mahavishnu Orchestra, Frank Zappa, King Crimson, The Soft Machine и даже Pink Floyd и Jimi Hendrix.

Концерт был записан в 1966 году на Тихоокеанском джазовом фестивале в городе Монтерей, Калифорния. Встречаются мнения, что "Don Ellis Orchestra Live at Monterey" является то ли первой записью прогрессивного джаза, то ли первым прогрессивным рок-альбомом. Являются ли эти утверждения истиной, решите сами, когда послушаете.

Очевидно другое. Это несомненно этапная работа, причем не только для конкретного исполнителя. Она оказала влияние на весь дальнейший ход развития популярной музыки. Биг-бэнд Эллиса слаженно играет нечетные размеры. Встречаются размеры 5/4 или даже 19/4 в композиции "33 222 1 222". Используется нетрадиционная для джазового оркестра комбинация инструментов: пять труб, три тромбона, пять саксофонов, фортепиано, три контрабаса, две барабанные установки и отдельно перкуссия. Биг-бэнд звучит практически как рок-группа, соединившая страсть и энергетику своего жанра с джазовой традицией, вывернутой наизнанку.

Скрежещущие риффы, мощная игра ударных, ритмические сбивки, блистательные соло трубы и саксофона, сочетание относительно тихих моментов с внезапным нарастанием громкости и интенсивности, заходы на территорию психоделии, отсылки к восточной этнике - всё это было с успехом применено перечисленными выше рок-музыкантами. Разве что соло игрались не на духовых, а на гитаре.

Может это, конечно и допущение, но влияние экспериментов Эллиса по слиянию джаза с роком ощущаются и по сей день в творчестве, например, Diablo Swing Orchestra или Mr. Bungle.

Второй - один из лучших джазовых, джаз-роковых исполнителей на клавишных инструментах, работавший как сольно, так и в коллаборациях с Джеффом Беком (Jeff Beck), Элом Ди Меолой (Al Di Meola), Нилом Шоном (Neal Schon), ключевой участник знаменитых Mahavishnu Orchestra, кинокомпозитор Ян Хаммер (Jan Hammer)

Эта живая запись, сделанная 30 августа 1968 года, в легендарном мюнхенском джазовом клубе Domicile, во многом совершенно случайна. Молодой 20-летний Хаммер и его соотечественник басист Джордж (по-чешски Иржи) Мраз (Jiří Mráz) находились в Мюнхене "транзитом", фактически направляясь в США, чтобы стать студентами музыкального колледжа Беркли в Бостоне, где они оба получили стипендию. Вместе с ними сцену разделил штатный клубный барабанщик Кес Си (Cees See).

Было сыграно семь композиций. Все авторства самого Хаммера. Ничего, что связывало бы их с последующей работой в джаз-роковых Mahavishnu Orchestra, нет. Традиционный соул-джаз/хард-боп в сочетании с родными автору чешскими мотивами. Сыграно, разумеется, безукоризненно. Так, как и должен был сыграть, один из самых многообещающих и талантливейших пианистов, получивший классическое музыкальное образование и начавший профессиональную карьеру в 14 лет.

Публика принимает фактического дебютанта, разумеется, очень тепло, что не удивительно, учитывая дополнительный фактор происходивших в тот момент в Чехословакии событий.

На мой взгляд, ничего что делало бы эту запись выдающейся, в ней нет. Но, она - любопытный документ эпохи и старт блестящей карьеры. Да и просто хорошая музыка.

Название альбома за пределами Европы немножко другое. В Америке он известен как "Maliny, Maliny". В 1976-ом также выходило издание с другой обложкой и названием "Make Love"

Обложка альбома discogs.com
Обложка альбома discogs.com

А вот и первый не джаз-роковый (хотя и не без джазовых влияний) альбом в данной серии заметок. Немецкая группа Trikolon была сформирована школьными друзьями Хендриком Шапером (Hendrik Schaper - keyboards, trumpet, vocal), Рольфом Реттбергом (Rolf Rettberg - bass) и Ральфом Шмидингом (Ralf Schmieding - drums) в немецком городе Оснабрюк. Парни выступали в школах и молодежных клубах родного города, а также сотрудничали с местным оркестром классической музыки, время от времени исполняя версию Бранденбургских концертов Баха. Вскоре они получили известность как музыканты- виртуозы и решили самостоятельно профинансировать и выпустить концертный альбом

В январе 1969 года группа записала концерт, выступая перед 500 зрителями в молодёжном центре своего города. Владелец одного музыкального магазина в городе и одновременно большой поклонник группы записал выступление на 2-дорожечный магнитофон с микрофоном. Спустя 2 месяца появился альбом под названием “Cluster”. Было выпущено всего 150 копий, которые распродали по местным магазинам.

Ютуб канал Blue Cheer

Альбом состоял из четырех длинных (не менее семи минут) композиций, к которым при переиздании на CD добавилась пятая. Стиль Trikolon определяют по-разному, что, как я уже где-то писал, не редкость для групп, оставивших после себя лишь один альбом, в момент записи которого они ещё находились в творческом поиске. Их называют и краут-роковой, и психоделической, и симфоник-проговой группой, с несомненными сильнейшими влияниями классической музыки.

В первых трех композициях преобладает психоделия с ощутимыми джазовыми нотками. Четвертая "Blue Rondo" базируется на знаменитом творении Моцарта и его адаптации, сделанной не менее знаменитым джазовым пианистом Дэйвом Брубеком.

Бонусная вещь представляет собой эклектичную версию Токкаты и Фуги D Minor никого иного, как Иоганна Себастьяна Баха. Может она и звучит по нынешним меркам чуть грубовато, хотя и эмоционально, но вспомните на чем концерт писался.

Казалось, что карьера группы на подъеме. Они даже выступили на "разогреве" у голландцев Ekseption. Однако, группу внезапно покинул Ральф Шмидинг, и история Trikolon на этом закончилась.