В начале цитата, которая и послужит тем посылом, который может сподвигнуть Вас, дорогие читатели моего канала, к размышлению. Цитате очень много лет, но она звучит необычайно свежо и актуально. В конце ее я приведу Вам источник этой цитаты и Вы, возможно, будете очень удивлены. Но, поверьте, она стоит того, чтобы прозвучать в наше время, когда мы сталкиваемся с недовольством нашей молодежи своим положением в обществе, уровнем своих зарплат, несоответствием их реального уровня уровню их зарплатных ожиданий, а, кроме того, еще и непомерное желание жить на таком материальном уровне, который явно не соответствует их востребованности и вкладу в экономику. Для меня, как человека уже довольно далекого от вопросов образования, в этой цитате вдруг увиделся совершенно новый смысл. И с некоторыми ее выводами я склонен не соглашаться, но мне трудно не признать эти рассуждения здравыми и достойными внимания. Именно поэтому я хотел бы вынести этот взгляд на образование на ваш читательский суд. Я понимаю, что он вызовет очень различные реакции, но я надеюсь, что Вы признаете, что этот разговор уже даже перезрел, ибо итоги создавшейся ситуации мы можем уже наблюдать воочию на примере своих семей.
Итак, цитата.
Главной проблемой наших высших школ [имеются в виду гимназии и университеты] является их избыток и искусственно создаваемые нашими учреждениями стимулы к их посещению. В результате у нас намного больше образованных молодых людей, чем необходимо и чем мы можем соответствующим образом материально обеспечить. Наши высшие школы посещают слишком много юношей, которым ни способности, ни происхождение родителей не дают оснований претендовать на интеллектуальную профессию. Следствием является переполненность учебных заведений и воспитание ученого пролетариата, опасного для государства. К указанному слою примыкает другой – "полуобразованные". Его появление объясняется тем, что мы предъявляем к качеству обучения в наших народных школах слишком высокие требования. В результате дети не хотят заниматься тем, что делали их родители, и ставят себе цели, которые они не могут достичь, из-за чего у них возникает недовольство. С каждым годом увеличивается число людей, которые ввиду полученного образования претендуют на уровень жизни, который они не могут себе обеспечить. Так у нас возникают те же условия, которые стали в России почвой для нигилизма.
Чтобы предотвратить подобного рода развитие, предлагаю в первую очередь ограничить число высших школ и возможность обучения в них, насколько это возможно в рамках закона. В любом случае, следует запретить увеличение их числа. Стипендии в университетах и гимназиях нужно выдавать меньшему числу студентов и школьников, зато в повышенном размере. Следует запретить списание платы за обучение на всех факультетах, кроме теологического, чтобы это благое начинание не привлекало легкомысленных студентов, которые затем станут недовольными гражданами. Я также рекомендовал бы повысить плату за обучение в гимназиях и университетах и позволю себе в этом отношении сослаться на пример Англии, где учеба в высших школах, таких, как Итон и Хэрроу, а также университетов, обходится в значительные суммы. Я считаю это важным преимуществом, поскольку посещение высших школ становится невозможным для людей, уровень образования которых превышает уровень их жизни и становится источником недовольства. Рука об руку с ограничением числа высших школ, ориентированных на воспитание интеллектуалов, должно идти создание ремесленных и профессиональных училищ, а также устранение предрассудка, будто бы карьера в ремесле, промышленности или торговле менее почетна.
Однако посещение высших школ слишком большим количеством молодых людей является не единственным недостатком нашей системы образования.
Сам вид и стиль обучения в этих школах нуждается в реформах. Во всех наших школах - от гимназии до сельской народной школы – существует нездоровое преобладание материала, который требуется запоминать. Результатом становится перегруз памяти ввиду механического накопления знаний. При этом слишком мало внимания уделяется воспитанию характера и духа для самостоятельного мышления. Эти недостатки наряду с нехваткой физических упражнений были бы еще более заметны, если бы военная служба не исправляла многие проблемы, вызванные как школой, так и домашним воспитанием и перегрузкой учеников.
Стремление ставить акцент больше на знания, чем на навыки, уже сейчас обнаруживает свои недостатки в народной школе. Здесь существует постоянная тенденция к расширению учебного материала и превышению того объема, который установлен законом. В результате вместо того, чтобы готовить ученика к практической жизни, школа отчуждает его от предстоящих ему задач и от тех условий, в которых живут его родители. Уже сейчас растет число тех, кто выносит из стен школы убеждение, что они слишком хороши для той работы, которую делали их отцы, потому что их уровень образования выше. В особенности умные дети, добившиеся в школе успехов, рискуют стать жертвами стремления выйти за пределы той жизненной сферы, в которой находятся их родители. В случае неудачи они пополняют ряды недовольных. Нынче в сельской местности слишком много тех, кто, получив хорошее образование, не хочет работать сам, а лишь руководить работой других – и слишком мало тех, кто готов работать". (Источник перевода)
Ну, а автором этой цитаты является никто иной как первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк. Это всего лишь цитата его по источнику Bismarck O.v. Gesammelte Werke. Abteilung III. Schriften. Bd. 8. Paderborn, 2014. S. 642-644.
Я не могу согласиться с методами ограничения, предлагаемыми в то время Бисмарком. Сейчас это уже, по-моему мнению, неактуально. Но я, с самого начала введения платного высшего образования, считал это ошибкой. Все должны поступать на общих основаниях и учиться на них же. А критерием должно быть только одно - достаточный уровень среднего образования. Количество мест должно регулироваться государством в зависимости от потребностей экономики и они должны быть бесплатными, т.е. бюджетными. Конкурс должен решать все в этом процессе. Положение когда человек не проходит по конкурсу, но за родительские деньги может поступить на платное отделение и потом также учиться приводит к тому, что мы получаем выпускников БГУ (Будто Где-то Учился). Идущих и далее по жизни с лозунгом: "Где бы ни учиться лишь бы только не учиться, где бы ни работать лишь бы только не работать". А запросы на зарплаты как у гениев или просто хороших специалистов. Не получая этого по объективным причинам они винят в этом государство и всех вокруг, но не себя и не свою плохую подготовку.
Огромную благодарность я хочу выразить 2 людям, 2 авторам из LJ (Живого Журнала) - это Monetam и Олегу Макаренко. Именно с их подачи мне и пришла в голову мысль о написании данной статьи и привлечении к этой проблеме внимания.
Как думаете можно ли применять подобные меры в наше время время? Насколько вообще актуален такой взгляд на образование в современном обществе? Не приведет ли это к кастовости и элитарности образования? Какой вы видите критерий, кроме имущественного ценза, для получения высшего образования?
Прошу Вас, дорогие подписчики и гости моего канала, проявлять уважение друг к другу, не использовать в комментариях нецензурные слова и воздерживаться от оскорблений и провокаций.
Комментарии с нецензурной бранью и унижающие человеческое достоинство будут удалены. Любителям в комментариях накидать кучу мемчиков с провокационным содержанием просьба даже не пытаться это делать. Будете однозначно заблокированы.
Заранее у всех чувствительных натур прошу прощения за ошибки, которые, наверняка, есть, если они вас оскорбляют.
Если Вас заинтересовал канал, то предлагаю подписаться и поставить лайк) А также благодарю всех пожелавших поддержать канал.