Найти тему
Добрый Репетитор

Трагедия семьи Мармеладовых - конспект урока

Оглавление

По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Кадр из фильма "Преступление и наказание", 1969 г, режиссёр Л. Кулиджанов.
Кадр из фильма "Преступление и наказание", 1969 г, режиссёр Л. Кулиджанов.

Уважаемые читатели! Нашла у себя конспект урока "Трагедия семьи Мармеладовых". На уникальность не претендую, роман изучен вдоль и поперёк, тома пособий написаны, но, возможно, кому-то этот материал пригодится.

Трагедия семьи Мармеладовых - конспективный план урока

1. Работа по теории литературы

Литературный тип – художественное воплощение характерных устойчивых особенностей личности, обусловленных общественно-исторической ситуацией; изображение типа поведения человека. Например, «лишний человек», «маленький человек», «тургеневская барышня».

«Маленький человек» - литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и пр. Например, Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Акакий Акакиевич из «Шинели» (Мармеладовы из «Преступления и наказания»).

2. Беседа по опорным цитатам (записываются на доске и в тетради):

1. ч. I, гл.2 (портрет Мармеладова): "Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?» (История Семёна Мармеладова)

2. ч. II , гл.7 (смерть Мармеладова); ч. I, гл.2: «Я глаз её боюсь… Красных пятен на щеках тоже боюсь…. И ещё её дыхания боюсь… Детского плача тоже боюсь…» (История Катерины Ивановны)

3. ч. III, гл.4 (портрет Сони): "Катерина Ивановна… весь вечер в ногах у неё на коленках простояла, ноги ей целовала… а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…» (Катерина Ивановна и Соня)

4. «С Полечкой, наверное, то же самое будет…» (Почему?)

5. ч. IV, гл.4 (разговор Раскольникова с Соней): «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» (Почему?)

6. ч. V, гл.2 (поминки): «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился…»

3. Семантика имён семьи Мармеладовых

Семён (др.евр.) – услышавший (взял вдову с тремя детьми, болеет душой, «слышит страдания»)

Катерина – чистая, непокорная

Софья – мудрая

Полина (греч.) – многозначительная, (лат.) – маленькая

Кадр из телесериала "Преступление и наказание", 2007 г., режиссёр  Д. Светозаров
Кадр из телесериала "Преступление и наказание", 2007 г., режиссёр Д. Светозаров

4. Мотив «тупика» в «Преступлении и наказании»

Семён Захарович Мармеладов и Катерина Ивановна Мармеладова- смерть на улице.

Соня Мармеладова - проституция на "улице".

Поленька, Лёня, Коля - помог счастливый случай, которого могло и не случиться.

5. Условия жизни "маленьких людей" (работа с текстом)

1. Квартиры, улицы, дома (жилищные условия): ....

2. Кабаки (атмосфера, разговоры, отношения людей): ...

3. Случайно встреченные люди, прохожие (одежда, поведение)- девушка на бульваре (ч.I, гл.4); утопленница-мещаночка (ч. II, гл.6): ...

Вывод: Мармеладовы – одни из многих.

6. Обобщение материала по уроку:

- Критики отмечали новаторство Достоевского в изображении «маленького человека». В чём это новаторство? (5 - 7 минут на письменный ответ).

(«Маленький человек» Достоевского прежде всего Человек, а потом уже «маленький»)

Дополнительный вопрос (возможное домашнее задание): Какова функция (роль) членов семьи Мармеладовых в системе развития главной сюжетной линии – истории Раскольникова?

Друзья! Я хочу, чтобы уроки литературы в школе были интересны и ученикам, и учителю. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал - будем читать классику, смотреть экранизации, слушать аудио спектакли, обсуждать.

Читайте подборку тем сочинений по творчеству Булгакова.

Всё получится!