По роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".
Уважаемые читатели! Нашла у себя конспект урока "Трагедия семьи Мармеладовых". На уникальность не претендую, роман изучен вдоль и поперёк, тома пособий написаны, но, возможно, кому-то этот материал пригодится.
Трагедия семьи Мармеладовых - конспективный план урока
1. Работа по теории литературы
Литературный тип – художественное воплощение характерных устойчивых особенностей личности, обусловленных общественно-исторической ситуацией; изображение типа поведения человека. Например, «лишний человек», «маленький человек», «тургеневская барышня».
«Маленький человек» - литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и пр. Например, Евгений из «Медного всадника», Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Акакий Акакиевич из «Шинели» (Мармеладовы из «Преступления и наказания»).
2. Беседа по опорным цитатам (записываются на доске и в тетради):
1. ч. I, гл.2 (портрет Мармеладова): "Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда идти?» (История Семёна Мармеладова)
2. ч. II , гл.7 (смерть Мармеладова); ч. I, гл.2: «Я глаз её боюсь… Красных пятен на щеках тоже боюсь…. И ещё её дыхания боюсь… Детского плача тоже боюсь…» (История Катерины Ивановны)
3. ч. III, гл.4 (портрет Сони): "Катерина Ивановна… весь вечер в ногах у неё на коленках простояла, ноги ей целовала… а потом так обе и заснули вместе, обнявшись…» (Катерина Ивановна и Соня)
4. «С Полечкой, наверное, то же самое будет…» (Почему?)
5. ч. IV, гл.4 (разговор Раскольникова с Соней): «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит!» (Почему?)
6. ч. V, гл.2 (поминки): «Я не тебе, я всему страданию человеческому поклонился…»
3. Семантика имён семьи Мармеладовых
Семён (др.евр.) – услышавший (взял вдову с тремя детьми, болеет душой, «слышит страдания»)
Катерина – чистая, непокорная
Софья – мудрая
Полина (греч.) – многозначительная, (лат.) – маленькая
4. Мотив «тупика» в «Преступлении и наказании»
Семён Захарович Мармеладов и Катерина Ивановна Мармеладова- смерть на улице.
Соня Мармеладова - проституция на "улице".
Поленька, Лёня, Коля - помог счастливый случай, которого могло и не случиться.
5. Условия жизни "маленьких людей" (работа с текстом)
1. Квартиры, улицы, дома (жилищные условия): ....
2. Кабаки (атмосфера, разговоры, отношения людей): ...
3. Случайно встреченные люди, прохожие (одежда, поведение)- девушка на бульваре (ч.I, гл.4); утопленница-мещаночка (ч. II, гл.6): ...
Вывод: Мармеладовы – одни из многих.
6. Обобщение материала по уроку:
- Критики отмечали новаторство Достоевского в изображении «маленького человека». В чём это новаторство? (5 - 7 минут на письменный ответ).
(«Маленький человек» Достоевского прежде всего Человек, а потом уже «маленький»)
Дополнительный вопрос (возможное домашнее задание): Какова функция (роль) членов семьи Мармеладовых в системе развития главной сюжетной линии – истории Раскольникова?
Друзья! Я хочу, чтобы уроки литературы в школе были интересны и ученикам, и учителю. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал - будем читать классику, смотреть экранизации, слушать аудио спектакли, обсуждать.
Читайте подборку тем сочинений по творчеству Булгакова.
Всё получится!