Найти в Дзене
bugaev.org

Коллекция советских раритетов

Оглавление

Мороз и солнце — и десяток самолётов, включая Ил-76 и редкий Ту-154.

Ил-76. Все фото здесь и далее в посте — мои.
Ил-76. Все фото здесь и далее в посте — мои.

Редкий Ту-154, грузовик Ил-76, старый Як-40 и десяток других экспонатов притаились менее чем в километре от аэропорта в Омске — на территории Лётно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского (ОЛТК ГА).

Мы побывали здесь 31 января 2020 года — было под минус 20 и яркое солнце. Поэтому фоторепортаж особенно приятно смотреть на диване с тёплым пледом и с горячим чаем. Наливайте — и вперёд.

Как сюда попасть

Попасть сюда можно двумя способами — в дни открытых дверей или организованной группой. Первые анонсируют на сайте ОЛТК и обычно проводят в выходные дни, а экскурсии для групп организуют в будни за небольшую плату. Третий способ — виртуальный: посмотреть технику можно в моём фоторепортаже. Давайте пройдёмся по учебному аэродрому лётного колледжа.

Прогуляемся

↓ 2. Первым возле входа нас встречает Ан-26. Транспортная модификация самолёта Ан-24, которая оснащалась тремя двигателями — помимо двух турбовинтовых был ещё третий, реактивный, который «прятался» в правой гондоле основного движка.

На фото другая гондола, зато по солнцу. :)
На фото другая гондола, зато по солнцу. :)

↓ 3. В окружении трёх самолётов ОКБ Антонова стоит Як-40 — тоже очень распространённый в прошлом советский региональный лайнер. Конкретно про этот борт у меня был отдельный фоторепортаж с подъёмом в салон и кабину. На аэродроме Лётного колледжа заметна особая любовь к самолётам, у которых не два, а три или даже больше двигателей. Вот мы уже посмотрели Ан-26 и Як-40, а впереди ещё Ту-154 и Ил-76.

Этому Як-40 в октябре 2020 стукнет 50 лет.
Этому Як-40 в октябре 2020 стукнет 50 лет.

↓ 4. Впереди нас ждёт редкий борт — Ту-154С. Это многоцелевой транспортный самолёт, от пассажирских версий Ту-154 внешне он отличается наличием грузового люка (2,8 м на 1,87 м) по левому борту перед крылом — его можно заметить на этом фото в районе букв «флот», под иллюминаторами. Конечно, кроме внешних есть и другие отличия — специальное грузовое оборудование, направляющие, поддоны, швартовочные сетки и т.п.

Ту-154С (RA-85081).
Ту-154С (RA-85081).

↓ 5. Пассажирских самолётов Ту-154 было создано более 1000, а транспортных Ту-154С — только девять машин. Самолёты конвертировали из пассажирских в грузовые. Планировали конвертировать двадцать Ту-154, но сделали меньше половины плана.

Со снегом в Омске всё хорошо.
Со снегом в Омске всё хорошо.

↓ 6. Находящийся на аэродроме лётного колледжа в Омске самолёт с регистрацией RA-85081 — единственный сохранившийся до наших дней грузовой Ту-154. По данным реестра Ту-154 на сайте Russianplanes, остальные семь самолётов этой модификации были порезаны на металлолом, а один (СССР-85067) был разрушен в Африке в 1989 году — после посадки выкатился за пределы ВПП из-за перегруза в 6 тонн. Обошлось без жертв, но восстановлению тот борт не подлежал.

Омский Ту-154С летал с 1974 по 1994.
Омский Ту-154С летал с 1974 по 1994.

↓ 7. Чуть дальше от грузового стоит пассажирский Ту-154Б-1 c бортовым номером RA-85064. Возил пассажиров с 1974 по 1997 год, его последней авиакомпанией была «Омскавиа».

-7

↓ 8. Между двумя «тушками» на учебном аэродроме расположился Ил-76 с номером CCCP-76502. Этот военно-транспортный самолёт стал первым, который передали в Министерство гражданской авиации СССР (по сути — в «Аэрофлот»).

Вы уже видели этот Ил-76 на заглавном фото.
Вы уже видели этот Ил-76 на заглавном фото.

↓ 9. «Омский» Ил-76 перевозил грузы для газовиков, нефтяников и строителей.

-9

↓ 10. Самолёт поставили на учебный аэродром в Омске в 1989 году. И с тех пор училище (позже — колледж) поддерживают его во вполне достойном состоянии. Говорят, можно даже подняться на борт — но во время нашего посещения его не открыли. Обещали летом, если приедем в Омск. :)

-10

↓ 11. Потёртая резина, интересно, сколько посадок она приняла?

-11

↓ 12. В вертолёте Ми-8 (RA-25755) во время нашего посещения занимались курсанты Омского лётного колледжа. Интересно, что этот колледж — единственное учебное заведение в России, где готовят пилотов на Ми-8.

-12

↓ 13. Ещё один — уже третий по счёту — Ту-154 на территории учебного аэродрома. Это борт с регистрацией RA-85015. Он летал всего девять лет — с 1971 по 1980 год, был списан из-за неудовлетворительного состояния, но чем оно было вызвано — неизвестно.

-13

↓ 14. Слева от этой тушки стоят вертолёты — ближе к Ту два Ми-8, ближе к нам — один Ми-2.

-14

↓ 15. Этот Ми-2 (RA-23569) летал 16 лет, с марта 1978 по 1995 год.

Ми-2.
Ми-2.

↓ 16. Ми-8АМТ (RA-24623), сертификат годности этой машины действует до 12 июля 2021 года. Рабочий экспонат.

Ми-8.
Ми-8.

↓ 17. Чешская «Элька». Двухмоторный Лет Л-410УВП (RA-67165) летал с 1979 по конец 2002 года.

L-410.
L-410.

↓ 18. Сложно представить учебный аэродром без такой распространённой машины, как Ан-2. И не нужно представлять: вот сельско-хозяйственный вариант Ан-2Р (CCCP-40732), летал с 1977 по 1997 годы.

Ан-2Р.
Ан-2Р.

Спасибо за внимание! Посмотрите у меня другие посты про авиацию, если ещё не. Например: