Эту статью я посвящаю звёздам, которых слушают, которыми восхищаются и скупают билеты на их концерты, но не задумываются, откуда они взялись на эстрадном небосклоне?
При социализме всё было просто, за нас всё решали сверху, певцы и певицы спускались по разнарядке, их легко зажигали и также легко, одним движением руки, изымали из всеобщего доступа. При этом было одно преимущество, совсем бездарные на большую сцену не попадали. Но был и большой минус; для примера, Ободзинский, который пел исключительно лирические песни, за что в один не совсем прекрасный момент, был помножен на ноль, несмотря на многочисленную армию поклонниц. Чтобы долго держаться на плаву, артистам приходилось всегда быть в прокоммунистическом тренде. Если не пели патриотических песен, то их судьба могла быть изменена в любой момент. Были конечно исключения, но они для это должны были быть любимы не только народом, но и верхушкой партии. Ведь партией командовали не только сухари, типа Суслова и Лапина, и даже не всесильная Фурцева, которые прошлись катком по судьбам многих исполнителей, но и совершенно нормальные люди, со своими слабостями, которым красивые лирические песни были тоже по душе. Большинству же певцов того времени приходилось иметь в репертуаре песни-паровозы гражданского содержания, иначе пройти худсовет было практически невозможно. Исключения конечно были, к примеру Валерий Леонтьев, за которого фанатично боролась нынешний директор питерского БКЗ "Октябрьский" Эмма Васильевна Лавринович, или Юрий Антонов, который удачно выпустил диск в Югославии и вернулся на Родину героем.
Но при этом всегда были подпольные исполнители, записи которых копировались и расходились среди людей. С ними боролись, кого-то даже сажали или высылали из страны, но любовь народа победить было невозможно, поэтому властям иногда приходилось с этим мириться, как в случае с Владимиром Высоцким. Сначала записи были на костях, потом на бобинах, но когда пришла эра маленьких кассет, то лавину самиздата было уже не остановить и Советский Союз захлестнули не только доморощенные Юрий Лоза , Александр Новиков и Александр Розенбаум, но и эмигранты Шуфутинский, Токарев, Успенская, которые завоевали на бывшей родине такую популярность, что когда занавес рухнул, то им пришлось вернуться на заработки в родные пенаты.
В конце 70-х, и в начале 80-х прошлого столетия стали пробиваться на большую сцену рок-группы, первой ласточкой стала "Машина времени", а в 1980 году состоялся первый рок-фестиваль в Тбилиси. Чуть позже под бдительным оком КГБ были созданы рок-клубы в Ленинграде и Свердловске, откуда вышли на публику много интересных команд, некоторые из которых популярны до сих пор.
Во время перестройки страну захлестнули кассетные "Ласковый май" и "Мираж", которые в отличие от другого звёздного ансамбля "Фристайла", изначально не мелькали на ТВ экранах и могли путешествовать по стране во множествах ипостасях. Но после того, как они появились, то костюмерша и танцовщица "Миража", изначально открывавшие рот под чужие фонограммы, и не имея абсолютно никаких вокальных данных, неожиданно стали успешными сольными певицами. Началась массовая вакханалия. Новые певцы и певицы повалили из всех углов, как тараканы, благо на раскрутку нужны были копейки. Практически любой бизнесмен или бандит мог себе позволить раскрутить любовницу, или папа свою любимую дочку. Для этого не нужно было ни слуха, ни голоса, достаточно записать песню и крутануть на одном из центральных каналов ТВ.
Многим просто повезло попасть в нужное время в нужное место, как например Тане Булановой. Кто теперь помнит группу "Летний сад" с руководителем и автором грустных баллад Андреем Боголюбовым? А ведь это именно тот длинноволосый блондин за клавишами на первой записи "Не плачь", который многим мог запомниться по речитативу между душещипательным пением Татьяны. Тогда группа победила в Питере на конкурсе Шлягер-91, после чего их баллады стала слушать вся страна. Уже после появилась легенда, что руководил ансамблем и автором всех песен был Николай Тагрин, муж Тани Булановой. Представить себе, что девочка с небольшим дефектом речи, может пробиться на большую сцену при прежних временах, просто невозможно. В её раскрутку не было вложено ни копейки, просто удачное стечение обстоятельств.
Татьяна Буланова и группа "Летний сад" 1991 год, видео с официального youtube канала Татьяны Булановой
Нынешнее шоу "Голос" отлично показывает, сколько у нас отличных голосов, без всяких дефектов дикции, но раскрутиться этим талантам очень сложно. Главная проблема - отсутствие репертуара. Можно конечно перепевать чужие песни, но это возможно только для оперных певцов, для эстрадных не совсем подходит, нужно обязательно что-то своё. Мне лично очень нравятся победительница самого первого "Голоса" Дина Гарипова, а также одна из финалисток этого конкурса Анастасия Спиридонова, но у них нет своих убойных хитов, поэтому их практически не видно и не слышно, зато победитель второго "Голоса" Сергей Волчков с оперным баритоном и репертуаром в стиле Магомаева, собирает аншлаги по всей России.
Та же примерно история с Алексеем Чумаковым. И парень просто мачо, и голос великолепный, что подтвердил своей победой на конкурсе "Один в один", но нет своих личных шлягеров и нет заслуженной популярности.
В 21 веке немного другие критерии; теперь нужны бешенные деньги или очень хорошие связи, а можно пробиваться, как дети и супруга Владимира Киселёва, который ради их раскрутки, практически рейдерски захватил "Русское радио". Можно попытаться разместить свой ролик на YouTube, что некоторым даже очень помогло, и если Пётр Налич сверкнул с одной песней "Guitar" и ушёл в тень, то Ярослав Сумишевский закрепился всерьёз и надолго.
Но вернёмся к везунчикам, которые появились благодаря случаю; один из таких случаев имеет имя Алексей Балабанов, чей саундтрек к кинофильму "Брат 2" сделал известными. сразу несколько рок-групп, которые ему мастерски подогнал Михаил Козырев. Больше всех выиграли австралийцы из "Би-2", которые с тех пор собирают всегда аншлаги, где только не появляются.
Но чаще всего сколько не вкладывай денег, но выхлопа нет, даже если появится один хит, исполнители всё-равно быстро канут в лету и в памяти останутся только у самых преданных фанатов. Для примера группа "Демо" с хитом "Солнышко", которую одна радиостанция по опросам радиослушателей, поставила на второе место лучших песен 20 века. Впереди был только "Иглз" с "Отель Калифорния".
Отдельное место в российском шоу-бизнесе занимает продюсерский проект "Тату", начавший свой путь в самом конце 20 века и сумевший завоевать, благодаря шокирующему имиджу, мировые подмостки. Но сейчас такой фокус не пройдёт, ведь пропаганда нетрадиционных отношений среди подростков, строго запрещена.
Не эпатаже поднялся и Сергей Шнуров, но его козырь мат. Хотя и без этого его творчество находит отклик у слушателей, особенно после выхода нетривиальных клипов. На него идут отрываться, на концертах настоящий драйв, где он выступает, там всегда аншлаг.
Другие продюсерские проекты также ярко выстреливали, самые заметные из них "Блестящие" и "ВиаГра", которые достаточно долго выступали, постоянно меняя состав. Некоторые из групп в эйфории от успеха пытались уйти от продюсеров в самостоятельное плавание, но не учитывали влияние своих боссов, за что сразу отрезались от эфиров и исчезали в небытие, как, к примеру, первый состав группы "Премьер-Министр".
Практически во всех конфликтах артистов с продюсером виноваты первые - это чисто психология. Когда певцы набирают популярность, то автоматически заболевают звёздной болезнью; им кажется, что абсолютно всего добились сами, а все вокруг на них зарабатывают и если избавиться от нахлебника-продюсера, то будет им счастье. Если артисты пробились с помощью спонсоров, а не профессиональных продюсеров, то такой фокус чаще всего проходит, чему пример Николай Басков и Катя Лель. Но если продюсер профессионал и имеет связи во всех сферах шоу-бизнеса, то, взбунтовавшемуся артисту, перекрываются все каналы, и о нём быстро забывают.
Можно пробиться из без продюсера, для этого надо только удачно выйти замуж или жениться, что отлично доказали Филипп Киркоров и Максим Галкин, а также многие дамы. Хорошо известны проблемы, с которыми столкнулись Жасмин и Анжелика Агурбаш после расставания с мужьями.
Но самый нестандартный путь выпал Стасу Михайлову и Елене Ваенге, которые пробились вопреки всем законам шоу-бизнеса, но именно благодаря тому, что не хватает другим исполнителям; они сами авторы большинства песен и им не нужно было тратиться на покупки шлягеров, они их создавали сами. Они пробились по принципу не мытьём, так катаньем, без интернета и продюсеров, долго и упорно, несмотря на полное игнорирование профессионалов. Но именно от отсутствия продюсеров, не имели пиарщиков, за что получили не лучшее освещение в СМИ.
Не был продюсерским проектом и Григорий Лепс, но его путь чуть отличался, потому что он пользовался изначально необычайным успехом в криминальных структурах, и если первое время на его концерты залы собирались с трудом, то корпоративами был обеспечен на год вперёд. Прорыв произошел благодаря Виктору Дробышу, который создал отличный дуэт Лепса сначала с Аллегровой, затем со Стасом Пьехой, и поставил их в ротацию на Русское радио, после чего аншлаги Грише были обеспечены.
Речь шла в основном об эстрадных исполнителях, рок-группы упомянул мимоходом, но для клубных проектов совершенно другая история...