Найти тему
Илья Иванов

3000 человек и амфибия: рассекречены документы об освобождении Риги

Минобороны опубликовало архивы к 75-летию избавления Латвии от фашизма

Минобороны России рассекретило исторические документы к 75-й годовщине освобождения Риги от немецко-фашистской оккупации. Их публикацию приурочили к завершению операции советских войск в столице Латвии — немцы начали отступать в ночь на 15 октября 1944 года. «Известия» ознакомились с рассекреченными документами, среди которых — донесения о штурме города с массовым применением машин-амфибий и данные об освобождении «балтийского Освенцима» — концлагеря Саласпилс, где погибло до 100 тыс. человек.

Массированный удар

В Рижском укрепрайоне было возведено четыре оборонительных рубежа, которые командование немецких войск считало непреодолимыми — столица Латвии должна была остановить победное продвижение войск Красной армии к Пруссии. Поэтому советские военачальники подходили к планированию операции очень тщательно. На подступах к городу начала концентрироваться значительная группировка.

Докладная записка командующего Ленинградским фронтом Маршала Советского Союза Леонида Говорова Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину раскрывает задачи войск 2-го и 3-го Прибалтийского фронтов. Для прорыва вражеских укреплений, согласно документу, предлагалось создать сосредоточение массированного огня на направлениях решающего удара — более 300 стволов артиллерийских орудий разного калибра, 14 танков и самоходных установок на 1 км фронта. Если выстроить все эти силы в одну шеренгу, пушки и боевые машины стояли бы буквально колесо в колесо.

— Это огромная концентрация! Но такая тактика была характерна для Красной Армии 1944–45 годов: артиллерия массированным огнем подавляла батареи и укрепления противника, после чего пехота прорывалась и окружала гарнизоны. Благодаря этому многие города немцы сдавали без боя — и даже Ригу удалось взять всего за двое суток, несмотря на глубоко эшелонированную оборону, — отметил научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Немецкие войска делали большую ставку на авиацию: Минобороны РФ публикует фотосхему рижского аэродрома от 1 августа 1944 года. Тогда в ангарах и на взлетных полосах находились более 100 боевых самолетов. А Красная Армия удивила противника необычной тактикой: в журнале боевых действий штаба 3-го Прибалтийского фронта говорится о форсировании озера Кишэзерс при помощи машин-амфибий.

«[Было доставлено] более 3000 человек, шесть пушек с лошадьми, 12 минометов, боеприпасы и продовольствие, [машины-амфибии] сделали до 20 рейсов, совершив путь по воде до 100 километров», — сказано в документе.

Узники Саласпилса

Жители оккупированного города встречали воинов Красной армии с цветами и флагами.

Дивизия с боями прошла от границ Латвийской ССР до Риги, но нигде население не встречало более приветливо, чем в Риге… — отмечал в своем докладе начальник политотдела 43-й гвардейской латышской стрелковой дивизии гвардии полковник Зутис.

Затем советские войска освободили узников концентрационного лагеря Саласпилс. Он находился в 17 км от Риги в районе поселка Саласпилс на месте бывшего стрельбища и летних лагерей латышской армии на берегу Даугавы. Сюда фашисты свозили военнопленных, репрессированных жителей Риги, а также евреев.

— Для фашистов латыши были неполноценным народом, поэтому половина должна была умереть, а вторая — рабски трудиться до смерти. Об этом не стоит сегодня забывать, — подчеркнул Михаил Мягков.

Суточный паек узников составлял от 80 до 100 г хлеба и 1–2 л травяного супа, так называемой «баланды». Заключенных детей в лагере использовали для переливания крови гитлеровским солдатам. После войны следователи установили, что с конца 1942 по 1944 год через Саласпилс прошло до 12 тыс. детей, из них выкачали 3,5 тыс. л крови. Согласно рассекреченным документам, погибли не менее 7 тыс. детей, из которых 3 тыс. — в возрасте до пяти лет. По данным историков, общее число убитых в Саласпилсе — от 53 тыс. до 100 тыс. человек.

Всего в боях за Латвию погибло около 150 тыс. советских солдат и офицеров, их останки покоятся в более чем 400 воинских захоронениях — в братских могилах. Около 20 тыс. воинов латышского корпуса и партизан награждены орденами и медалями.