Найти в Дзене
Антоша Абрамов

Чего не хватает магии Этери?

Ох, колдунья, ты не та!
Ох, колдунья, ты не та!

Двоякое ощущение от победы Камилы Валиевой на юниорском чемпионате мира. С одной стороны – два рекорда обновила – за произвольную и в сумме. Была трогательна и убедительна. По сути – лучшая юниорка из тех, что были до.

Но… Её уже сейчас называют главной претенденткой на ближайшее олимпийское золото. И чуть не самой универсальной и великой. И мне этого хочется. Очень (что не уменьшает желания того же знаменитой тройке её старших подруг, особенно Сашеньке).

Тогда нужно владеть всем набором ультра-си на данный момент. Главное в этом владении – СТАБИЛЬНОСТЬ. Чтобы ночью разбуди – прыгнула и квад и триксель. И сохранить ту волшебность, что присуща каждой из знаменитых Этериных учениц.

Пока же констатирую: никто на данный момент не демонстрирует на важных стартах стабильного исполнения элементов ультра-си, особенно квадов. И тем более – квадов и трикселей одновременно.

Почему?

Почему-то не оставляет чувство – стоит той же Камиле довести число квадов до трёх, плюс триксель… и всё – обязательным хоть раз упадёт. Как и Саша Трусова. И как может быть и Аня Щербакова (насчёт Алёны – не уверен, что она вообще будет исполнять квады в соревнованиях).

Может это предел женских и девчоночьих возможностей?

Два в одном
Два в одном

Все мы помним о живой и мёртвой воде из русских народных сказок. Живая вода не только оживляла мёртвого – она дарила красоту и молодость. И без мёртвой воды никуда – сначала подготавливалось тело: сращивались части его, заживлялись раны. Наверняка для красоты и молодости включались нужные гены, скромно добавлю я. Если по-простому, мёртвая вода подготавливала тело, живая вдыхала в него жизнь.

Помогло?! Конечно!
Помогло?! Конечно!

Мне модель мёртвой-живой воды помогает понять, что происходит в школе Этери Тутберидзе и в мире, и что ещё не происходит. Плюс знание из университетского курса философии о единстве и различии формы и содержания. Почему нельзя сразу окроплять живой водой оторванные куски тела? Потому что форма не человека, а его частей.

А теперь возьмём маленькую девочку. У неё форма не фигуристки, а просто девочки. Её надо долго окроплять мёртвой водой – правильно готовить тело фигуристки. И только подготовив его, брызнуть живою.

И тут начинаешь понимать, что в сказках говорится об эталонных мёртвой и живой воде. А в жизни каждый тренер изготавливает их сам. Не с бухты-барахты, конечно. Есть рецепты приготовления фигуриста, прыгающего все двойные прыжки, как и прыгающего тройные. И только сейчас готовятся рецепты мёртвой и живой воды для прыгающих четверные. Как всегда, сначала работают алхимики – те, что исходят из своих знаний и чуек. А потом подключается наука – технология тиражируется. Но это только, когда известны все секреты технологии. А до этого у каждого алхимика свои секреты-фишки.

Вот, к примеру, Лаура Липецки. Я в своей статье предположил, что она не алхимик. Просто тиражирует. Но технология ещё не доведена до массового пользования. И Лаура не знает фишки Этери. В результате из Алисы Лью получился клон Этериевой девочки-фигуристки. Явно хуже оригинала.

“Вот если ей другой образ дать, – сказала мне вчера приятельница. – Она же постоянно улыбается. Вот и пусть демонстрирует американский образ жизни под лозунгом: никто кроме нас. И улыбка перестанет быть фальшивой. На льду будет выступать решительная юная американка. И всё получится у неё".

Пришлось возражать: Лаура не знает секретов Этери. Худо-бедно пользуется рецептом мёртвой воды, а с живой водой и вовсе беда.

Колдунья
Колдунья

Но и Этери ещё не всеми секретами овладела для изготовления фигуристок нового поколения.

Не стабильные они пока.
Быстро теряют навыки.

Проблема Этери видится в том, что она интуитивно получила свои фишки. И встал вопрос: как добыть недостающие? Я бы акцентировал внимание не на мёртвой воде (работе с телом и навыками), а на живой – работе с душой. Именно здесь вся психология.

Хотя обозначилась проблема и с мёртвой водой – с взрослением образы врастают в девочек всё хуже.

Как по мне, ключ (и там и там) – в сращивании с искусством. Суперсложный технически номер должен быть очень удобен с точки зрения въезда-выезда в прыжки, правильным их чередованием и расположением. Это проще всего. Важнее – с начала номера девочка должно переходить в иную реальность, где и она – другой персонаж. Другой, но очень близкий или желанный. А главное – музыкально приниматься спортсменкой, как приглашение к полёту. Ведь ультра-си – это об этом.

Интересно, что говорит об этом чуйка Этери? Или хотя бы – что Этери думает делать дальше? Ситуация необычная. Ещё никогда один человек так не приподнимал планку возможного в фигурном катании. Тем более что каждый чувствует в этом тайну. И у каждого есть своя разгадка.

Моя подсказывает мне – через десять дней на чемпионате мира Саша опять упадёт. И Аня, но только раз. Потому обойдёт ещё и Алёну, так и не рискнувшую на квад.

Стабильность на уровне ультра-си останется пока терра инкогнита для Этериных девочек.

А тогда и их время сократится как шагреневая кожа.

Хотя Этери почти гений.

-5