Найти тему
Александра

И смех, и деньги: как украинское кино становится прибыльным

Государство превращается из спонсора отечественного кино на инвестора. Фильм « Я, ты, он, она», созданный студией« Квартал 95» при поддержке Госкино, побил рекорд в прокате, собрав 70,5 млн грн. На производство фильма потратили 35 960 400 грн, из которых государство профинансировало 17 620 796 грн.

Mind выяснял, какие дивиденды получит Госкино, и могут ли вообще подобные инвестиции стать для государства источником дохода.

Сколько заработало государство? Согласно контракту, студия «Квартал 95» должен вернуть в государственную казну 49% общей доли правообладателей от всех продаж. По факту речь пойдет о менее чем 25% от суммы всех сборов.

Как пояснила директор по развитию студии «Квартал 95» Ирина Победоносцева, половину от общего бокс-офиса сразу забирают кинотеатры. В данном случае это 35,5 млн грн. Со второй половины вычитается доля дистрибьютора, расходы на промо, и уже оставшуюся сумму делят между собой правообладатели, в данном случае Госкино и компания «Кіноквартал», в той пропорции, в которой они инвестировали в производство. Соответственно 49% и 51%. Эта же пропорция сохраняется при распределении всех доходов от продажи прав на трансляцию фильма «Я, ты, он, она» на разные территории и медиа-носители (кинотеатральный прокат в других странах, ТВ-показ, продажи на онлайн-платформы и др).

«Исходя из сборов фильма в кинотеатрах, а также принимая во внимание, что фильм вышел в других странах (Казахстан, Литва, Латвия, Эстония, планируется прокат в Беларуси и ведутся переговоры в отношении Израиля и США), мы понимаем, что фильм практически окупился в кинотеатральном прокате. А с учетом продаж на ТВ и онлайн-платформы, в перспективе, принесет прибыль», – рассказывает Победоносцева.

Таким образом, государство гарантированно вернет свою инвестицию в размере 17 млн грн и свыше этого получит прибыль от продажи прав на трансляцию.

За что готовы платить зрители? Случаи, когда Госкино удается отбить хотя бы половину инвестиций – единичные. Как правило, государство тратит на производство лент гораздо больше, чем возвращает после их проката.

По данным аналитиков Media Resources Management, в 2018 году в прокат вышел 21 фильм, созданный при поддержке Госкино. И только две ленты из всего списка собрали кассу, что превышает стоимость производства.

Кроме «Я, ты, он, она» успешной можно считать еще одну комедию – «Бешеный свадьба» производства компании «Прототип продакшн». При стартовом бюджете в 10,8 млн грн фильм собрал в прокате 54,9 млн грн, его посмотрело 657 000 зрителей.

Доля государства в производстве была незначительной: до 10%, в деньгах это около 1,2 млн грн. В декабре 2018 года продюсеры фильма Юрий Горбунов, Ирина Костюк и Надежда Коротушка вернули Госкино эту сумму, а также дивиденды в размере 150 000 грн. Глава Госкино Филипп Ильенко тогда назвал это прецедентом, который свидетельствует о чрезвычайно положительные тенденции в развитии отрасли.

Позже в комментарии Mind он рассказал, куда потом идут средства: они возвращаются на специальный счет госбюджета, но Госкино в случае необходимости может брать их оттуда на свои проекты. «Как правило, мы направляем эти деньги на промо украинского кинематографа», – уточнил Ильенко.

По его мнению, успех фильма говорит о том, что зрители хотят видеть в кинотеатрах ментально близкий им кино, в том числе и комедии. «Уверен, шутки из этого фильма уже ушли в народ, значит, свою культурную миссию лента выполнила», – считает Ильенко.

Над чем смеются украинцы? Комедии действительно показывают лучшие результаты в прокате. «Думаю, зрителям в Украине хочется отвлечься от реальности, отдохнуть, улыбнуться. Востребованным является позитивное настроение и приятное послевкусие от просмотра», – рассуждает Ирина Победоносцева. По состоянию на 10 февраля к самоокупаемости также приблизилась комедия «Секс и ничего личного» производства Star Media. Она уже собрала более 25 млн грн при стартовом бюджете в 26 млн грн. Однако неизвестно, сколько пришлось вложить в промо и дистрибуцию.

Что еще смотрят? Означает ли успех комедий, что теперь госфинансирование будет больше ориентироваться именно на комедийное, коммерчески прибыльное кино?

«Фильмы разные нужны, фильмы разные важны», – философски заключает Победоносцева. По ее мнению, качественная мелодрама также сможет привлечь зрителей в кинотеатры. «Я бы не строила прямой зависимости от жанра, скорее – вопрос в качестве продукта, продюсерской и маркетинговой стратегии. Как известно, хороши все жанры, кроме скучного», – объясняет она.

Что касается авторского кино и артхауса, то, по мнению продюсеров, это очень важное направление, финансирование которого сокращать нельзя. Как минимум, потому что именно такие проекты представляют Украину на зарубежных форумах, заявляя о стране на международной карте кинопроцесса.

Украинский кинематограф становится прибыльным? Филипп Ильенко напоминает, что по своей сути государственная поддержка – это не инвестиция, а субсидия. И то, что в нынешних условиях украинское кино начало окупаться, не правило, а исключение. «Эти фильмы – лишь первые ласточки. Еще рано говорить об изменении конъюнктуры рынка и условий господдержки», – считает он.

По его мнению, на данном этапе поддержки нуждаются все жанры. Если ее отменить и сказать «ну все, теперь вы сами можете на себя зарабатывать», то украинского кино просто не станет. А некоторые жанры в принципе не могут быть коммерчески успешными в украинских реалиях. Например, фильм «Киборги», который вышел в прокат в конце 2017 года, собрал рекордную на тот момент кассу в 23,2 млн грн. Но из-за высокой себестоимости не смог бы себя окупить: на его производство потратили почти 48 млн грн. Это же касается и анимации: в прошлом году мультфильм «Похищенная принцесса: Руслан и Людмила» собрал 36 млн грн в прокате при стоимости производства в 95 млн грн. По мнению Ильенко, чтобы и такие фильмы начали окупаться, понадобится еще лет пять.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц