Найти тему
Norgame

Пустующий железнодорожный вокзал Норильска.

Норильская железная дорога, общей протяжённостью около 300км, не имеет связи с основной железно-дорожной сетью России. Но по планам 1948—1953 годов железная дорога не должна была надолго оставаться изолированной. С 1948 года сооружалась Трансполярная железная дорога. В расчёте на грядущий вывод Норильской железной дороги из «островного» положения, в 1953 году по проекту архитектора Сергея Хорунжия было сооружено масштабное здание пассажирского вокзала, рассчитанное на значительный пассажиропоток. Для молодого и перспективного города новостройка была шикарной: классическая архитектура сталинского ампира, колонны и лепнина, два парадных входа – на перрон и на привокзальную площадь, зал ожидания, ресторан, кассы по продаже билетов. После смерти И. В. Сталина от планов соединения Норильской железной дороги с основной железнодорожной сетью отказались и здание вокзала оказалось не востребовано.

Норильский железнодорожный вокзал. Архитектор Сергей Хорунжий. Фото из открытых источников.
Норильский железнодорожный вокзал. Архитектор Сергей Хорунжий. Фото из открытых источников.

Но пассажирские перевозки в Норильске существовали. С 1957 г. Между Талнахом, Норильском, Кайерканом, аэропортом Алыкель, Дудинкой и крупными предприятиями комбината курсировали электропоезда. Это не только обеспечивало надёжное и круглогодичное сообщение между рабочими местами и населенными пунктами, но и давало возможность выехать в летний период на сбор ягод и грибов в экологически благополучную часть тундры удалённую от крупных промышленных предприятий.

Норильский железнодорожный вокзал. 3d модель разработана для игры про Норильск norgame.ru
Норильский железнодорожный вокзал. 3d модель разработана для игры про Норильск norgame.ru

В первой половине 1990-х годов были отменены почти все маршруты пассажирских поездов. К 1996 году пассажирское сообщение существовало только зимой, и только по двум маршрутам (Норильск — Аэропорт и Аэропорт — Дудинка). Электропоезда в зимний период позволяли жителям Норильска, не боятся опоздать на авиарейс из-за снежных заносов. В 1998 году пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы.

Норильский железнодорожный вокзал. 3d модель разработана для игры про Норильск norgame.ru
Норильский железнодорожный вокзал. 3d модель разработана для игры про Норильск norgame.ru

После этих событий норильский вокзал был закрыт. Сейчас в здании существует музей Норильской железной дороги. Железнодорожный вокзал будет одной из локаций игры-квеста про Нориьск. Статья об игре ->. Концептарт к игре ->.

Музей Норильской железной дороги. Фото из открытых источников.
Музей Норильской железной дороги. Фото из открытых источников.

На данный момент, в основном из за нужд нефтедобывающих компаний, участки Трансполярной магистрали, которые строили в 1940-х и 1950-х годах, уже во многом восстановлены в рамках проекта Северного широтного хода. Труд заключённых ГУЛАГа не пропал даром, как это случилось со многими другими стройками той эпохи. Западный участок магистрали планируется открыть уже через несколько лет, а ближе к 2030 годам возможно железная дорога дотянется и до Норильска.

Проект 40-километрового моста через Обь. Автомобили - сверху, поезда - снизу. Изображение из открытых источников.
Проект 40-километрового моста через Обь. Автомобили - сверху, поезда - снизу. Изображение из открытых источников.

Суммы и сроки строительства железной дороги в тяжёлых полярных условиях – очень и очень большие. Не очень понятно на что рассчитывали при строительстве в 1950-х годах, так как сооружение 40 километрового мостового перехода через Обь и сейчас крайне сложная задача, а в те годы не существовало не только аналогов таких мостов, но и отсутствовал опыт строительства на вечной мерзлоте. Проекта моста через Енисей пока что даже не существует, но он явно будет сопоставим по масштабу.

Подписывайтесь на канал. Буду и дальше рассказывать о интересном и необычном. Поддержать проект и приобрести Сувениры можно в магазине Norgame.

-6

Связанные статьи: