Норильская железная дорога, общей протяжённостью около 300км, не имеет связи с основной железно-дорожной сетью России. Но по планам 1948—1953 годов железная дорога не должна была надолго оставаться изолированной. С 1948 года сооружалась Трансполярная железная дорога. В расчёте на грядущий вывод Норильской железной дороги из «островного» положения, в 1953 году по проекту архитектора Сергея Хорунжия было сооружено масштабное здание пассажирского вокзала, рассчитанное на значительный пассажиропоток. Для молодого и перспективного города новостройка была шикарной: классическая архитектура сталинского ампира, колонны и лепнина, два парадных входа – на перрон и на привокзальную площадь, зал ожидания, ресторан, кассы по продаже билетов. После смерти И. В. Сталина от планов соединения Норильской железной дороги с основной железнодорожной сетью отказались и здание вокзала оказалось не востребовано.
Но пассажирские перевозки в Норильске существовали. С 1957 г. Между Талнахом, Норильском, Кайерканом, аэропортом Алыкель, Дудинкой и крупными предприятиями комбината курсировали электропоезда. Это не только обеспечивало надёжное и круглогодичное сообщение между рабочими местами и населенными пунктами, но и давало возможность выехать в летний период на сбор ягод и грибов в экологически благополучную часть тундры удалённую от крупных промышленных предприятий.
В первой половине 1990-х годов были отменены почти все маршруты пассажирских поездов. К 1996 году пассажирское сообщение существовало только зимой, и только по двум маршрутам (Норильск — Аэропорт и Аэропорт — Дудинка). Электропоезда в зимний период позволяли жителям Норильска, не боятся опоздать на авиарейс из-за снежных заносов. В 1998 году пассажирские перевозки на Норильской железной дороге были окончательно ликвидированы.
После этих событий норильский вокзал был закрыт. Сейчас в здании существует музей Норильской железной дороги. Железнодорожный вокзал будет одной из локаций игры-квеста про Нориьск. Статья об игре ->. Концептарт к игре ->.
На данный момент, в основном из за нужд нефтедобывающих компаний, участки Трансполярной магистрали, которые строили в 1940-х и 1950-х годах, уже во многом восстановлены в рамках проекта Северного широтного хода. Труд заключённых ГУЛАГа не пропал даром, как это случилось со многими другими стройками той эпохи. Западный участок магистрали планируется открыть уже через несколько лет, а ближе к 2030 годам возможно железная дорога дотянется и до Норильска.
Суммы и сроки строительства железной дороги в тяжёлых полярных условиях – очень и очень большие. Не очень понятно на что рассчитывали при строительстве в 1950-х годах, так как сооружение 40 километрового мостового перехода через Обь и сейчас крайне сложная задача, а в те годы не существовало не только аналогов таких мостов, но и отсутствовал опыт строительства на вечной мерзлоте. Проекта моста через Енисей пока что даже не существует, но он явно будет сопоставим по масштабу.
Подписывайтесь на канал. Буду и дальше рассказывать о интересном и необычном. Поддержать проект и приобрести Сувениры можно в магазине Norgame.
Связанные статьи: