Жил был художник один, домик имел и холсты.
Но он актрису любил, ту, что любила цветы…
Сегодня в этот прекрасный весенний праздник давайте вспомним историю и о любви, и о цветах, и об искусстве…
Ведь история бедного художника, ставшая сюжетом песни, произошла на самом деле. И где бы вы думали? Правильно, в Грузии.
Этот художник — ни кто иной, как Нино Пиросмани - знаменитый художник-примитивист, художник-самоучка, человек «не от мира сего».
Его биография довольно скудная, и основана в большей части на слухах. Достоверных фактов из его жизни очень мало. Его принято считать нищим художником, который ночевал где попало и рисовал на клеенках, но такой путь он выбрал по доброй воле, а не по стечению обстоятельств. Всё же гений и безумство - две крайности одной и той же сущности.
Что происходит с нами,
когда мы смотрим сны?
Художник Пиросмани
выходит из стены,
из рамок примитивных,
из всякой суеты
и продает картины
за порцию еды…
(Булат Окуджава)
Художник родился в Грузии, в регионе Кахети. Точно не известен даже год его рождения. Предположительно в промежутке между 1850 и 1865 годами. Пиросмани рано остался сиротой. Его взяли на воспитание состоятельные помещики Калантаровы, а, когда он вырос, устроили на хорошую работу на железной дороге.
Но такая жизнь не приносила ему удовольствия. Ему хотелось созерцать мир, природу, людей вокруг. Многие современники называли его «не от мира сего». Наверное, таким он и был. Уйдя с работы на железной дороге, Пиросмани сделал еще одну попытку социализироваться в обществе. Он открыл молочную лавку, начал строить дом. Дела шли отлично. Но художника снова и снова манили холст и краски, а ежедневная рутинная работа вводила в уныние.
В итоге Пиросмани нанял компаньона, полностью доверив ему ведение дел в лавке. А себя полностью посвятил искусству - рисовал картины, вывески для духанов, магазинов и лавок. Был завсегдатаем кабаков.
Однажды в Тбилиси на гастроли приехала танцовщица Маргарита де Севр. О ней говорят разное, ровно как и об ее отношениях с художником. Точнее наоборот, противоречивых версий слишком много. Ведь все истории основаны исключительно на сплетнях. Но история о раннем утре в районе Сололаки в центре Тбилиси известна почти всем.
По слухам 9 повозок с цветами проехали по Тифлису ранним утром. Цветы разложили на мостовой перед домом, где жила танцовщица. Ясно, что Пиросмани любил Маргариту, а она скорее всего была в поисках более состоятельного поклонника и вскоре уехала из Тбилиси.
После этого Пиросмани стал вести себя еще «страннее». Делами лавки совсем не интересовался. Всё больше рисовал и развлекал гостей кабаков своими чудачествами.
Меня его картины трогают до глубины души своей простотой и ощущением уюта. Скорее всего потому, что похожие иллюстрации были в моих детских книгах.
А ещё ходит слух, что в середине 20 века, когда Пиросмани стал посмертно знаменит, на одной из выставок его работ, пожилая женщина целыми днями стояла и плакала у одной его картины, изображающей ту самую Маргариту. Может это была она?