Найти тему
Красный Медведь

Почему 8 марта уже не то

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Для одних 8 марта — лишний выходной. Для других повод подарить букет. Третьи вообще отказывают отмечать.

Что такое 8 марта на самом деле?

Праздник-в-себе и праздник-для-себя

Любой праздник имеет смысл только когда его кто-то празднует. Только живые люди наполняют день содержанием.

Представим «Международный женский день» в сферическом вакууме. В этом вакууме нет никакого представления о женщинах и откуда они взялись. Получается бессмыслица.

Наполним день содержанием. Достаточно рассказать: женщина — милое создание, будущая или теперешняя мать, чья-то дочь или сестра. Праздник посвящен милой женщине, причем она всегда чья-то. Не важно даже мать, жена, дочь или сестра. Чья-то женщина.

Попробуем иначе. Женщина — половина человеческого общества, лишенная фактического голоса в силу принадлежности к кому-то или чему-то. Это та самая жена, мать, дочь или сестра, которая ценна пока к кому-то прикреплена.

Получается совсем другая картина.

Откуда берутся социальные представления?

Выше предложено два понятия женщины. На самом деле, их гораздо больше. Каждая эпоха рождает свои представления, которые постепенно сменяют друг друга.

Специалисты, занимающиеся философией истории пытаются докопаться до правды и понять: откуда берутся представления? Выдвигались разные предположения. Общественное мнение — одна из популярных концепций.

Разные социальные группы формируют собственные представления и отношения к определенным событиям или явлениям. Соединяясь друг с другом, эти локальные представления создают одно всеобщее — то, что и называется общественным мнением.

Концепция общественного мнения до сих пор одна из основных, хотя и не отвечает на главный вопрос — откуда берутся представления у самих социальных групп.

Философы искали ответ и на этот вопрос, но почти всегда упирались в эволюцию духа. Развиваясь, общественное мнение восходит по бесконечной лестницы до некоего абсолюта, конечной точки истории. Своеобразным итогом этого направления философской мысли стал Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Концепция Гегеля отвечала на многие вопросы, оставляя за скобками главный — в чем движущие силы этого восхождения? Ответа не было.

С задачей справились материалисты 19-го века. Оказалось, что социальные группы существуют не сами по себе. Они формируются на основе тех средств производства, которые достались в наследство от предков. Кто-то становится офисным работником, кто-то сельскохозяйственным рабочим, кто-то идет работать в администрацию, а кто-то избавлен от необходимости работать. Но никто не может стать тем, в ком отсутствует экономическая необходимость или, по крайней мере, возможность.

Все эти люди объединены своими, классовыми интересами. Не имеет значения осознают люди свои интересы или нет. Среди наиболее очевидных выделяют интерес наемного работника работать меньше, а получать больше. Интерес нанимателя противоположный. Он хочет платить работнику меньше, но получить от него максимум.

Это интересы крупных классов. Но существуют интересы малых классов или классов в узком смысле слова. Например, класс российских учителей объединен желанием сократить объем бумажной работы. Это специфический учительский интерес, который, конечно, невозможно отделить от интересов рабочего класса в целом, но в то же время, вряд ли этот интерес разделит как свой слесарь на заводе. Интерес класса водителей маршрутных такси состоит в снижении интенсивности труда и найме кондуктора.

Это все объективные интересы, которые каждый чувствует собственной шкурой. И за эти интересы каждый бьется в меру собственных сил и способностей.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Отстаивание общих интересов больших групп людей, объединенных по отношению к средствам производства называется классовой борьбой. Классовые столкновения не останавливаются ни на секунду как невозможно ни на секунду остановить развитие любых отношений.

Место женщины

Женщины разделены на классы в той же степени, что и мужчины. Что общего у российской работницы с Валентиной Матвиенко? Ничего кроме ряда физиологических признаков, да общего языка. Впрочем, даже общий язык постепенно отходит на второй план. Российская элита больше предпочитает говорить на английском.

Говоря о женщине, всегда надо уточнять: о какой женщине идет речь? О владелице крупного капитала? О той, что продает себя этому капиталу? Это разные женщины с разными интересами и разными способами защиты этих интересов.

В Российской Федерации женщины получают меньше мужчин. Точную разницу трудно установить. Одни эксперты говорят о разнице в 30%, другие доводят ее до 50%, а третьи снижают до 15%.

Интересно, что никто не пробует говорить, будто разницы в оплате труда между мужчинами и женщинами не существует. Причины неравенства многозначны. Тут и отказ в высокооплачиваемой работе женщинам и неравная оплата за равный труд и активное государственное стимулирование женщин отказаться от работы в принципе.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Женщины-работницы и безработные женщины объединены общим классовым интересом равной оплаты за равный труд и достойной работе.

Владелицы крупного капитала, привилегированные женщины избавлены от таких проблем. Учитывая, что некоторые склонны к продаже самих себя богатым мужчинам, их требования выражаются совсем в другом. Например, повышение платы за себя в качестве товара, заключение юридического договора по обеспечению женщины.

Представим условного Абрамовича или Михельсона или Потанина или Лисина или… Он может поднять зарплату своим работницам, а может любовницам. Может найти других любовниц. Как думаете, что он предпочтет?

8 марта — классовый праздник. Одни хотят равной оплаты за труд и уважения себя как людей. Другие хотят продать самих себя подороже.

Классовое содержание общественного мнения

Общественное мнение, конечно, существует, как и классовые интересы вне зависимости от того, осознаются они или нет. Но общественное мнение не просто совокупность многих мнений.

Не все в одинаковом положении. Одни занимают привилегированное положение и влияют тысячами нитей на общественное мнение. В рыночной экономике это владельцы крупного капитала и способ этого влияния очевиден каждому — покупка.

Покупаются выборы, покупаются идеологи, покупается любовь и чувства. Рынок предлагает товар на любой вкус. Иногда даже покупать ничего не обязательно. Законодательная, исполнительная и судебная власть — в руках бизнесменов и предпринимателей.

В их руках система образования, заточенная на производство людей, которые были бы достаточно умны чтобы управляться со сложными механизмами и достаточно глупы чтобы не осознать свои интересы и не объединиться с другими.

Эти же люди транслируют собственное, классовое представление о праздниках, в том числе, о 8 марта. Им выгодно насадить такое представление, чтобы наемные работники делали то, что надо богачам. Они это делают в своих интересах и особо не скрывают, называя это десоветизацией и декоммунизацией.

И этому представлению могут быть противопоставлены только классовые интересы женщин работниц и безработных.