Шутить Аркадий Исаакович мог буквально о любых недостатках и безобразиях, имевших место в Союзе. При этом его не спешили записывать в антисоветчики. И неспроста. Покровителем юмориста сначала был Иосиф Сталин, а затем эту почётную миссию принял Леонид Брежнев.
Рассказывают, что тучи над Райкиным, тем не менее, сгущались не раз. Он мог быть арестован на излёте сталинской эпохи: известно, что у сотрудников «органов» имелся наготове план квартиры театрального деятеля с указанием второго выхода (дабы задержать наверняка).
Столкнулся Аркадий Исаакович с неприятностями и в брежневские времена. Недоброжелатели актёра пытались вести с ним тихую борьбу. Одним из её моментов стал раздутый скандал: некий старый большевик открыл огонь по домашнему телевизору из наградного оружия как раз во время показа концерта Райкина.
Впрочем, Райкин, к счастью, успешно выходил из всех передряг и щекотливых ситуаций...
История дружбы с Брежневым
В июне 1941-го Аркадий Райкин вместе со своим театром прибыл в город Днепропетровск. Секретарь местного обкома компартии опекал гастролёров лично. А был этим секретарём тогда никто иной, как Леонид Брежнев.
Будущий генеральный секретарь устроил шикарный приём для Райкина и его коллег. Причём, как рассказывают биографы актёра, Леонид Ильич проявил чудеса галантности и... чересчур пристальное внимание к супруге Аркадия Исааковича - Руфь (Роме) Марковне. В присутствии законного мужа, Брежнев не отпускал интересную даму весь вечер - травил байки, ухаживал за столом и приглашал танцевать. Райкин был очень обижен на обоих. Однако на следующий день (а это было 22 июня) все обиды пришлось отбросить и забыть - после того, как по радио зачитали сообщение к гражданам...
Театру Райкина было необходимо покинуть Днепропетровск досрочно.
Впрочем, в военные годы актёр и будущий советский лидер вновь встретились. Театр миниатюр Аркадия Исааковича оказался на территории, окружённой немцами. И в этот момент об актёрах вновь заботился Брежнев. Военные встречи с актёром Леонид Ильич запомнил навсегда и позже воспринимал Райкина не иначе как боевого товарища.
«Охранная грамота» от Сталина
Накануне войны Райкин успел познакомиться и со Сталиным. Актёра пригласили выступить на закрытом приёме в Кремле. Запланированное мероприятие неожиданно отменили, артист вернулся домой и уже готовился лечь спать, как за ним снова приехали: «Сталин хочет видеть артистов!»
Всё проходило в четвёртом часу ночи.
При этом Иосиф Виссарионович остался доволен шутками Аркадия, а также умением актёра стремительно менять накладные бороды и носы. С этого дня (вернее, ночи) вождь народов стал поклонником юмориста.
В 1942-м Аркадий Райкин должен был выступить перед охраной Кремля. Артист набрался смелости и отправил приглашение генералиссимусу. Тот не смог быть, но прислал ответное письмо Аркадию Исааковичу с благодарностью и извинениями.
Позже, когда над головой актёра стали сгущаться тучи, письмо от Сталина стало «охранной грамотой» для Райкина, которое уберегло его от ареста.
Поход к Брежневу в больничном халате
Позднее дружба с Брежневым тоже помогала решать проблемы и защищаться от недругов. Леонид Ильич не давал в обиду фронтового товарища, хотя часто общаться у них, конечно, не получалось. И, как правило, это происходило спонтанно.
Так, однажды Аркадию Райкину удалось решить несколько архиважных вопросов своего театра, благодаря... неожиданному сеансу преферанса с Леонидом Ильичом.
Играть в карты с генсеком Райкин отправился из «Кремлёвки» - прямо с койки: в тапочках и в казённом халате. Аркадия Исааковича решили захватить с собой на неформальную встречу с руководителем ЦК новые знакомые актёра - высокопоставленные пациенты, с которыми он познакомился в коридорах.
- Вот так подарок! - ахнул генсек, увидев на пороге фронтового друга.
Старые приятели засиделись допоздна. В перерывах между игрой Брежнев слушал Райкина и сразу же отдавал поручения. Так, с помощью генерального секретаря был решён вопрос о переезде Театра миниатюр Аркадия Исааковича из Ленинграда в столицу - Райкину и Ко было выделено собственное помещение, о котором давно мечтали.