Бабий дом из ребра Адама
Эпоха перестройки с её вседозволенностью на первых порах взрастила прекрасные создания, как этот фильм - когда режиссеры "цензурились" сами, уже по привычке, при этом выдавая на свет свежие идеи, или же свои давние проекты, давно мечтавшие об экранизации. Но чем дальше, тем свободнее становились сюжеты, слабее самокритика, и теперь лишь терпеливый ценитель найдет среди выпущенных фильмов той эпохи действительно достойные экземпляры, которые редки, но тем и ценны :)
Между выпуском книги "Бабий дом" Анатолия Курчаткина и её экранизацией прошло всего лишь 4 года. Не успев разойтись хорошим тиражом, она обрела второе дыхание, став основой для одного из самых любимых фильмов своего времени. "Ребро Адама" собрал целый урожай наград: приз за лучший сценарий получил Владимир Кунин, а награды "За лучшую женскую роль", "Лучшую актрису 1991 года" и кинопремию "Ника" получила Инна Чурикова.
Малогабаритная квартира, в которой живут четверо родных, но очень разных женщин: парализованная бабушка, её дочь, Нина Елизаровна, интеллигентная женщина под 50, работающая в музее экскурсоводом, и две дочери Нины - старшая Лида и совсем юная 15-летняя Настя.
Парадоксально, но самая юная ведёт себя взрослее всех, успевая "построить" не только старшую сестру, но и мать. А Лида - мягкотелая и тихая красавица, ставшая любовницей своего начальника, подсознательно понимающая, что растрачивает свою жизнь не на того человека, но продолжающая плыть по течению, не в силах проявить твёрдость ни в чём...
Как очень точно сказала о них Нина Елизаровна: "У меня две взрослые дочери от очень разных мужей". Обратите внимание: обе взрослые, несмотря на более чем 10-летнюю разницу, и непросто от разных мужей, а и между собой очень разные...
У Нины Елизаровны вскоре появляется поклонник Евгений Александрович: "Знаешь, мама, в нём нет ничего этого, московского... Он приезжий, но в этом есть какой-то свой особый шарм!" Подруга Лиды буквально на спор уводит её женатого ухажёра, улетая с ним в Адлер вместо неё, а Настя узнаёт, что беременна...
Тесная квартира, забитая громоздкой мебелью, как пыточная для людских тел и душ: повсюду сталкиваешься с неудобствами, нет уголка, где можно побыть наедине с собой или же просто в тишине. Да и за стенками этой камеры мало радостного: на улице поздняя осень, всё сыро и серо...
Это не чернуха, хоть и показывает жизнь без прикрас, это не драма, скорее трагикомедия, потому что в фильме очень много юмора, а реплики героев можно растаскивать на цитаты:
"Женя, а эти трусы в цветочек вам очень к лицу!"
"А что у нас будет жрать бабушка?"
"- Ну, кто у нас добытчица, Кто волчица?
- Ты добытчица, ты добыла...да!"
"Этот Андрей Палыч со своим односторонним движением - просто жмот!"
"- Ой, не люблю я эти торгашеские дела!
- А жрать любишь?!
- Жрать люблю!
- Вот и заткнись."
После просмотра фильма мне вспомнилась ещё одна книга: "Овсянки" Дениса Осокина, где женщин сравнивают с реками. Здесь женщины тоже реки, заполненные живой водой - они поддерживают жизнь в больных, они даруют новую жизнь, несмотря на грядущие трудности и коммунальный ад, в этой живительной влаге растворяются проблемы, и движение этих вод заставляет двигаться дальше, жить и любить жизнь, несмотря ни на что!
Спасибо за внимание и приятного просмотра!