Насилие как образ жизни. Вам это знакомо?
Как часто мы принуждаем себя делать то, что нам неприятно и даже противно? Да практически каждый день! Нелюбимая работа, куча домашних дел, мужчина, с которым встречаешься из страха прожить остаток жизни с кошками...
Мне всегда вспоминается история, которая случилась пару лет назад. Тогда я работала на небольшой телестудии и, как и все молодые девушки в нашем коллективе, подвергалась пристальному вниманию cо стороны начальника.
Прямо скажем, он вызывал отвращение у всех – не слишком приятный внешне, обладающий излишней и беспочвенной самоуверенностью, с извращенной улыбочкой и противным запахом изо рта. Мы посмеивались над ним и его неумелыми повадками альфа-самца, но вот бороться с его попытками ухаживания было не так просто.
Свои приставания он оправдывал тем, что «нужно сплотить коллектив» и увертываться от его «корпоративных мероприятий» с каждым разом становилось сложнее. С одной из подопечных он ходил в театр, с другой – в кино, с третьей – в клуб. Никто не спал с ним и всё же, каждую не покидало ощущение, что она делает что-то отвратительное и аморальное. Может быть, потому что каждая знала: стоит дать ему хоть один повод, благожелательно отреагировать на пошлую шутку или дать подержать себя за руку – и дело продвинется дальше?
Забавно, что именно у этого человека над рабочим столом я увидела врезавшуюся в память табличку с надписью: «Это легко, надо просто сделать над собой насилие».
И вот, пришел мой черед. На каток я не смогла пойти, потому что уезжала с друзьями за город, в кино – потому что болел зуб. Оставалась проверка театром. Придумать какое-нибудь вразумительное оправдание, с учетом того, что звали меня на сие мероприятие уже в третий раз, казалось невозможным. Не хватало духу сказать, что я просто не хочу проводить с этим человеком время где-либо ещё, помимо работы.
Я вспоминала, с каким отвращением моя подруга рассказывала об их совместном походе на «Ромео и Джульетту»: он взял меня под руку, и я знала, я точно знала, что все люди вокруг думают, что я сплю с этим неприятным, самодовольным типом. Её минута позора закончилась, пришло моё время.
Но в это утро я проснулась и с полным спокойствием и самообладанием (даже если придется лишиться любимой работы) сказала себе: «я отказываюсь делать над собой насилие».
К слову, никто меня так и не уволил, разве что, отношение стало чуть хуже. Но я была счастлива, что смогла избежать позорного шествия по театру.
Вот, что поражает меня больше всего: если в таким мелочных, незначительных ситуациях мы умудряемся собрать волю в кулак и сказать решительное «нет», то почему в других, куда более важных и масштабных, продолжаем бездействовать и насиловать себя?
Может быть, это просто вошло в привычку? Или проблема гораздо глубже – нам нравится истязать себя? Истина, которую внушали ещё с детскими сказками: без страданий не получишь желаемого и не будешь по-настоящему счастливой.
Получается, мы добровольно соглашаемся на этот контракт: вот сейчас я совершу насилие над собой, пострадаю, а потом будет счастье. Только истина в том, что со временем насилие превращается в образ жизни и мы уже не представляем, что может быть по-другому.