Найти тему
Спорные мысли

Почему скандинавы не любят... лосей?

Да, да, я знаю, что лось - один из символов Норвегии, да и Финляндии. Тем не менее, могу сказать уверенно: скандинавы - норвежцы, шведы, финны - лосей не любят. Что так?

Норвежский лось - довольно типичный талисман из Норвегии. Использовано фото с justwild.livejournal.com
Норвежский лось - довольно типичный талисман из Норвегии. Использовано фото с justwild.livejournal.com

Дело в... физике :) Если быть точным - в законе сохранения импульса.

Лось - огроменная зверюга, последний представитель мегафауны в северных лесах. Он настолько здоров, что не боится вообще никого, даже медведя. Типа, я самый тут главный, кого мне бояться? царь зверей севера.

И вот это сочетание - размера и бесстрашия - и делает его... неприятным для скандинавов.

Вот представляете, летите вы на вашей машине по шоссе, а тут неторопливой рысцой на дорогу выбегает эта туша. Замечает приближающуюся машину... и останавливается посмотреть, что это там движется. Да еще и так быстро. Любопытно ему.

Классика жанра. Кстати, похоже, я не первый рассказываю о лосях в Скандинавии: фото с zen.yandex.ru рассказы от дяди Вовы
Классика жанра. Кстати, похоже, я не первый рассказываю о лосях в Скандинавии: фото с zen.yandex.ru рассказы от дяди Вовы

Затормозить, как правило, не удается. На узких местных шоссе объехать - тоже.

И вот машина весом тонну-полторы, едущая со скоростью 80-90 километров в час (после экстренного торможения), врубается в стоящую тушу весом в полтонны. Подбивает бампером ей длинные ноги, и удивленная туша падает на капот. Тем самым две массы "сливаются": вес машины резко вырастает на полтонны. В соответствии с законом сохранения импульса, скорость движения падает на четверть (это если машина большая и тяжелая), а то и на треть (если обычный "гольф-класс"). Причем происходит это падение скорости очень быстро, за доли секунды.

Ну и... скандинавы - они народ законопослушный, катаются пристегнутыми. Голова у человека - массивная часть тела, и при резком торможении её тянет вперед. А туловище за ней двинуться не может, пристегнуто. В общем, хватит тянуть: как правило, при таком столкновении водитель, а иногда и пассажиры, получают перелом шейного отдела позвоночника. С высокой вероятностью летального исхода. А почти все остальные исходы - это паралич.

Огромная статуя лося у трассы из Осло в Тронхейм - отлита и поставлена как раз чтобы напомнить водителям об этой угрозе. Фото: tainyvselennoi.ru
Огромная статуя лося у трассы из Осло в Тронхейм - отлита и поставлена как раз чтобы напомнить водителям об этой угрозе. Фото: tainyvselennoi.ru

Лось-то встал и побежал дальше, у него только синяки на коленках (машина буквально "выбивает" из-под лося ноги, у него даже переломов нет), а человек поехал на "скорой". А то и на труповозке. Битая машина тут уже, как бы, неважна.

Я почему об этом знаю: мой знакомый, хоть и не скандинав, ехал на машине по Швеции. И на повороте влетел в лося. Хорошо, было темно, скользко, и скорость машины была невысока. Ну и оттормозился он, километров до полусотни. Перелом шеи схватил, но без смещения. Так что надели на него специальный фиксирующий воротник, и ходил он в нем почти год. Довольный! как лось. Потому что примерно 80% столкновений с лосями приводят к куда более серьезным травмам.

За это их и не любят...