Помимо "сельских" партизан с их традиционными лесными базами, имелись "городские"партизаны, которых, однако, часто было трудно отличить от деятелей советского подполья вообще, существовавшего в большем или меньшем масштабе во всех оккупированных городах Советского Союза. Эти люди подвергали себя, пожалуй, ещё большему риску, чем собственно партизаны.
Наиболее известным примером борьбы с немецко-фашистскими оккупантами в условиях города является история организации "Молодая гвардия", существовавшей в Донбассе, в шахтёрском городе Краснодоне. Этот пример коллективного проявления патриотизма не единичен, так же как подвиг Зои Космодемьянской, повешенной оккупантами в деревне под Москвой в декабре 1941 г. и ставшей, как и краснодонцы, символом народного героя.
Превращение в народного героя и мученика очень часто зависело от случая: многие сражались и умирали, но не становились известными. Некому было об этом писать, в большинстве случаев свидетелей не осталось - погибли в перестрелках и боях с оккупантами.
Во втором периоде Великой Отечественной войны активизировались городские партизаны. Применяя различные формы борьбы, пренебрегая смертельной опасностью, которая подстерегала на каждом шагу, неутомимые борцы мужественно выполняли свой долг. Только беззаветная любовь к Родине могла побудить профессора Киевского медицинского института П.М. Буйко лечить у себя на квартире наших раненых или отправляться ночью и в непогоду за многие километры к партизанам, чтобы оказать им медицинскую помощь. Советский патриот знал, что ему грозит казнь. Он шёл на это и погиб как герой.
Нельзя не восхищаться мужеством и героизмом минских подпольщиков, которые вели бесстрашную борьбу в условиях разгула фашистского террора. Об их беззаветной любви к Родине, стойкости, смелости свидетельствует операция, проведённая в доме гитлеровского наместника в Белоруссии В. Кубе. По поручению подпольщиков отважная советская патриотка Е,Г. Мазаник в дамской сумочке пронесла через бдительно охраняемую проходную дома мину и установила её в постели палача. Часы адской машины остановились в полночь, и Кубе взлетел на воздух. Приговор белорусского народа был приведён в исполнение. В этой операции активное участие принимали подпольщики Н.П. Дрозд, М.Б. Осипова, Н.В. Троян.