Я часто пишу о производстве тех или иных электронных компонентов и в комментариях, как правило, бывают отзывы о "качественной" продукции, братской тогда Армении. Ни одного положительного отзыва о продукции не только этой республики, но и вообще о республиках Закавказья, я не прочитал. Понятно, что мне стало интересно, а действительно ли дело обстояло столь печально и полез в интернет. Информацию я старался брать, что называется из "первых рук", т.е. тех людей, которые реально сталкивались с продукцией юга СССР. Реальность оказалась значительно хуже ожидаемой. На продукцию армянской (как впрочем и грузинской и азербайджанской) промышленности, в буквальном смысле сыпались проклятия. Возможно не все знают, но в Ереване существовал автозавод ЕрАЗ. Он выпускал одноимённые микроавтобусы, весьма востребованную в СССР номенклатуру продукции. Несмотря на то, что автомобиль был разработан в достаточно успешном предприятии, автозаводе РАФ и строился на базе вполне успешного и надёжного автомобиля ГАЗ-21, армянам удалось превратить это изделие в откровенный хлам. На новый микроавтобус ЕрАЗ, водителей сажали в наказание, так как заработать на нём было невозможно. Ломался этот агрегат постоянно, причём зачастую фатально. То же относится и к грузинскому грузовику "Колхида". Чтобы доехать на нём с завода до точки назначения, нужно было цеплять прицеп с запчастями.
Армянские электролитические конденсаторы - притча во языцех. Один из наладчиков описал случай, когда взорвавшийся конденсатор выбил глаз его коллеге. То же можно сказать и об армянских микросхемах.
Человек работавший со станками с ЧПУ писал, что когда они получали новые станки, то прежде всего вытаскивали все платы и искали микросхемы и конденсаторы с логотипом ереванского завода, меняли их на нормальные компоненты и только после этого станки нормально работали.
Кстати о станках. Армянские станки являлись кошмаром ремонтников. Уже через неделю работы они теряли несколько скоростей, точность обработки деталей была никакой, а литьё безобразным. Обращаться с рекламациями было бесполезно. К тому же армяне зачастую лепили на свою продукцию шильдики известных заводов, например Одесского. Кроме того, почти не каждом станке к номеру добавлялась буква "П", что означало, что станок прецизионный, повышенной точности. Понятно, что кроме повышенной цены, никакой повышенной точностью эти станки не обладали.
Армянские кабели могли иметь до десяти коротких замыканий на сто метров. Грузинские люминесцентные светильники выключить можно было только с помощью огнетушителя. Армянские электродвигатели шли на свалку прямо в заводской упаковке, ибо у них не вращались валы, отсутствовали подшипники, а смазка кое-где была перемешана с металлическими опилками. Как такое было возможно, спросите вы. Неужели высокое руководство не знало истинного положения дел. Знало, конечно. Однажды, министр электронной промышленности СССР Колесников, на совещании Госплана, не подумав как следует выдал: " Южнее Ростова электронной промышленности быть не должно". И чуть не поплатился должностью за своё легкомыслие. По партийной линии его, во всяком случае, взгрели за аполитичные рассуждения. А всё дело было в системе. Республики Закавказья всегда были дотационными. Отсутствие пахотных земель и промышленности, требовали постоянных вливаний в экономику этих областей. Правительство прекрасно понимало, что вливать туда деньги, то же самое, что топить ассигнациями печи и нашло выход - развивать местную промышленность. Только вот не учли местного менталитета. Население не умело и не хотело работать на таких предприятиях. Однако пятилетние планы перевыполнялись, благодаря распределительной системе. Например на десять станков нормальных производителей, предприятиям обязательно выдавались три-четыре армянских. Но общая картина экономического развития регионов, по отчётам, была просто радужной. Всё было замечательно, республики богатели на неправедно заработанных деньгах, бюджет тощал от выброшенных финансов, а страна семимильными шагами двигалась в сторону "нового мышления" и убийственной перестройки. А вообще менталитет переломить сложно. Говорят, что на заводе "УзДЭУ", выпускающем в Узбекистане легковые автомобили по лицензии, за спиной каждого узбека-сборщика, стоит южный кореец с кнутом. Отчего то в это верится.