В детстве я была уверена, что моя бабушка не пользуется духами, а стоящие в серванте несколько флакончиков находятся там просто за компанию с фарфоровыми фигурками и парадной посудой - для красоты. С бабушкой у меня стойко ассоциировался запах пирогов, а не парфюмерии. Но когда уже в пору моего увлечения винтажами я познакомилась с ароматом "8-е марта", то сразу поняла, что знаю эти духи именно от бабушки - так пахло в ее шкафу с одеждой, в котором мы с двоюродной сестрой прятались друг от друга.
Старый, 1956 года, советский фильм "Медовый месяц" начинается сценой в парфюмерном отделе универмага: накануне Международного женского дня толпа мужчин всех возрастов осаждает прилавок, желая купить в подарок духи.
Особым спросом пользуется набор "8 марта", запасы которого, естественно, ввиду предпраздничного ажиотажа уже практически закончились. За что так яростно сражаются эти люди в солидных костюмах и шляпах? За едва ли не самый роскошный в истории советской парфюмерии подарочный комплект.
Набор "Международный женский день", он же "8 марта", состоял, как часто бывало в те времена, из духов, одеколона и пудры - но как они выглядели! Притертые флаконы и пудреница из качественного стекла опоясаны матированным рельефом из роз. Такое ощущение, что эти флаконы вышли из мастерской Жюльена Виара - не хватает только проработки рельефа цветными пигментами, характерными для стиля знаменитого дизайнера эпох ар-нуво и ардеко. Хочется даже сказать, что у "8 марта" совершенно не советский вид - но вспоминается сталинский ампир, расцветший как раз в то время, когда был создан этот набор. Как органично смотрелся бы набор "8 марта" в каком-нибудь павильоне ВДНХ! Или на массивном комоде в спальне квартиры сталинской высотки - впрочем, он хорошо выглядел бы на любом комоде, но не относился к разряду доступных.
Но высокая стоимость набора вовсе не означала, что женщины со скромными возможностями не могли познакомиться с ароматом "8 марта": по крайней мере с 1957 года (а возможно и раньше) Новая заря выпускала миниатюрки-пробники с этими духами. А поскольку сейчас набор "8 марта" еще недоступнее, чем 60 лет назад, именно эти миниатюры я рекомендую искать тем, кто хотел бы познакомиться с изначальным запахом "8 марта". Потому что выпуски 1970-х и особенно 1980-х - это хоть и не радикально другие ароматы, но все-таки они не идентичны оригиналу из 1950-х, да и друг от друга порой заметно отличаются.
Духи "8 марта" из 1950-х (что в роскошном наборе, что в миниатюрке) совершенно явственно пахнут советской весной: сезонными садовыми первоцветами, привезенными издалека, "с югов", в наши мартовские сугробы. Но это не запах сада - в нем нет теплой земли или древесины, а только цветы и немного влажной зелени от срезанных стеблей, как бывает в цветочном магазине. Это букет, завернутый в конфетно-хрустящую слюду, а в веточках и лепестках словно бы запутался холодный мартовский воздух, и к нему присоединяется аромат от молодой женской кожи.
Пирамида "8 марта":
начало - альдегиды, нарцисс, тюльпан, гиацинт, зеленые ноты;
середина - жасмин, мимоза, фиалка;
середина - сандал, мускус, цибетин, амбра.
(С) Виктория Власова
Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора