На углу Косой и Кожевенной линий Санкт-Петербурга уже в 1770-х гг. был выстроен каменный дом, обращенный к взморью. В 1780-х кожевенные производства по указу Екатерины II стали размещаться в этой местности. Участок для организации производства получила А. Е. Фишер, вдова купца И. В. Фишера.В 1787 г. дом, занимавший восточную половину будущего особняка, был перестроен - на первом этаже находилась контора завода, на втором - жилые помещения.
К 1844 г. владельцем особняка стал купец Н. М. Брусницын.
Знакомые подсказали ему, что на окраине Петербурга, на Кожевенной линии (до XIX века эта часть Васильевского острова не входила в черту города), есть мастерские по производству кож, которые можно купить. Он приобрел одно из зданий и наладил дело так, что уже к 80-м годам XIX века объединил несколько мастерских в завод. Для него было построено внушительное по тем временам здание, оснащенное по последнему слову техники.
В 1847 г. был основан кожевенный завод Брусницыных. К концу XIX века кожевенное предприятие "Брусницын Н. М. с сыновьями" стало крупнейшим в Петербурге. В начале XX в. завод занимал два участка вдоль обеих сторон Кожевенной линии.
Всего через 50 лет его сыновья (Николай, Александр и Георгий) — продолжили дело отца и стали одними из богатейших купцов в столице.
Кожевенный завод с европейскими технологиями отстроили на берегу Финского залива. Рядом многоэтажные дома: один – для семейных, другой – для холостых рабочих. Особняк для хозяйской семьи заказали модному тогда в столице архитектору – Анатолию Ковшарову, который работал в стиле эклектики.
В 1884-1886 гг. арх. Ковшаров А. И. перестроил сушестовавший здесь особняк. Была увеличена высота 2-го этажа, сделана пристройка для парадной лестницы, появилась пристройка для зимнего сада, лицевой фасад надстроен на карниз, в едином стиле оформлен лицевой фасад.
В 1882 г. к дому со стороны сада была пристроена оранжерея с оригинальной расстекловкой. В 1924-1925 гг. экзотические растения из оранжереи Брусницыных передали в Ботанический Сад.
Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.
В память об основателе династии братья построили приют для неимущих по проекту знаменитого петербургского архитектора Павла Сюзора. Брусницыны потратили на строительство около миллиона рублей и выделяли ежегодно средства на содержание его обитателей. В доме жило около сотни стариков и почти столько же детей-сирот. Детей воспитывали до 14 лет, а потом давали работу на заводе. Жили они в общежитии для рабочих, которое Брусницыны построили рядом со своим особняком. Старший сын, Николай Николаевич, стал коммерции советником, купцом 1-й гильдии, гласным городской думы. Александр и Георгий — купцами 2-й гильдии.
После 1917 года Николай и Александр Брусницыны со своими семьями уехали во Францию, а Георгий остался в Петрограде. Он с женой и домработницей получил комнату в коммунальной квартире, где и умер в середине 30‑х годов. В особняке же расположилась администрация завода. В здании приюта советская власть сначала открыла школу, потом — морское училище. Теперь это Государственная морская академия имени адмирала Макарова.
Не обошлось и без мистических легенд!
В стенах особняка до сих пор хранится таинственное зеркало, которое в свое время украшало стены одного из венецианских палаццо, где находился прах самого графа Дракулы. Зеркало действительно существовало, было заказано купцом Брусницыным при оформлении гостиной, да и слухи по поводу зеркала — правдивы. Рассказывают, что все, кто в него смотрел, жаловались на странные ощущения, а впоследствии с ними происходили разные неприятности. После несчастного случая с дочерью фабриканта зеркало спрятали в кладовой.
Особняк является памятником федерального значения: еще в 2001 году несколько зданий, имеющих один адрес — Кожевенная линия, дом 27, вместе с прилегающими к ним остатками парка, обнесенного оградой, были внесены правительственным постановлением в реестр охраняемых государством памятников истории и культуры.
Здание передано в аренду организации Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, но никаких реставрационных работ до сих пор не ведётся и никогда не велось... Здесь снимают фильмы, проводят фотосъемки...
Что имеем не храним...