Продолжаем читать нашумевший законопроект о профилактике семейно-бытового насилия.
Сегодня поговорим о том, что может послужить поводом для принятия мер против лица, осуществляющего насилие, и начнём разбираться, кто и как будет проводить мероприятия по профилактике насилия. Если каким-то чудом законопроект все же будет принят.
Чтобы деяние было признано преступлением или административным правонарушением (и, напомним, не попало в предмет действия законопроекта), должностными лицами проводятся специальные процедуры, предусмотренные, соответственно, УК РФ и КоАП РФ, итогом которых становится признание факта события преступления (или правонарушения) и возбуждение производства по делу. Затем уже по возбужденному делу привлекается подозреваемое лицо и в отношении него устанавливаются другие элементы состава преступления или правонарушения, в том числе рассматривается вопрос о наличии вины и ее формах, ему предъявляется обвинение, с которым оно может ознакомиться и выдвинуть свои контраргументы. И только потом, если это лицо признано виновным судом, оно привлекается к ответственности, которая предусмотрена законом. Возможно ли ограничение свободы подозреваемого на период расследования и судебного разбирательства? Да, возможно, но в пределах, установленных законом и с соблюдением процедур, призванных обеспечить объективность и законность ограничения прав.
С мерами профилактики насилия все сложнее.
Во-первых, законом определены виды мер, но не описаны точные пространственные и временные параметры, не установлены процедуры и качественные или количественные пределы их применения.
Во-вторых, часть из этих мер ограничивают предоставленные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан и по своей сути являются ответственностью, но об этом мы поговорим ниже.
А пока меры по профилактике семейного насилия планируется применять на основании:
- заявления пострадавшего лица, либо его
законных представителей (муж ежедневно высказывает недовольство стряпней жены-она смело может жаловаться на психические страдания);
- обращения граждан(обязательно нескольких? или одного гражданина будет достаточно?), которым стало известно (законным путем? или в результате подглядывания, подслушивания, вмешательства в частную жизнь?) о свершившемся факте семейно-бытового насилия (то есть страдания уже закончились? и давно? вчера? или полгода назад?), а также об угрозах его совершения в отношении лиц, находящихся в беспомощном (это замкнувшаяся в себе женщина с грудным ребёнком? или парализованная старушка 90 лет? чем определяется беспомощность?) зависимом (физически? психически? эмоционально? финансово? где критерии зависимости и её масштаба?) состоянии (а обращение о свершившимся факте насилия в отношении небеспомощных и независимых?)
- сведений, поступивших из органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, от должностных и других лиц (заметьте, никаких ограничений, органы власти и все, кроме граждан, не ограничены ни по кругу пострадавших лиц, ни по видам насилия, ни по способу получения сведений);
- установления должностным лицом МВД факта совершения семейно-бытового насилия или угрозы его совершения (должно ли это лицо лично присутствовать? Какие меры следует и позволено ему предпринять для установления факта? Можно ли эти меры предпринимать в отсутствие адвоката подозреваемого в насилии? Какими критериями следует руководствоваться не-психологу и не-психиатру для выявления психического насилия?);
- решения суда (потребуется в ГПК или КАС РФ включить отдельную главу, посвящённую порядку рассмотрения и разрешения таких дел, перечислить здесь все возникающие в этой связи вопросы просто невозможно).
Кто же первый в очереди на участие в профилактике? Нет, не Пушкин! И не пожарные! Первая полиция. Что нового она сможет делать?
Вынести в ваш персональный адрес на каком-то (здесь и далее какой-то = неизвестный) основании по результатам каких-то процедур в каком-то порядке решение о применении мер индивидуальной профилактики семейного насилия. И вас ждёт профилактическая беседа, где вас будут убеждать в недопустимости такого поведения. И даже не надейтесь сбежать, ведь длительность беседы, порядок её проведения и даже специальная форма акта о ней будут утверждены МВД. Такая вот стандартизация. Не исключено, что ещё и штрафы введут за уклонение от бесед, или, например, предоставят полиции право на принудительно привод на такие беседы.
А ещё полиция сможет выносить защитное предписание и просить суд вынести судебное защитное предписание. Что это такое будет?
Представьте, что в полицию поступает сообщение о совершении вами акта семейно-бытового насилия или о его угрозе. Полиция должна проверить и либо подтвердить, либо нет этот факт. И вот, о ужас, предположим, ваш непременно совершеннолетних (старше 18 лет) супруг причиняет вам психические страдания регулярными отказами купить вам машину, хотя сами вы не работаете и собственных средств на её содержание не имеете. Значит, вы пострадавший. И полицейский имеет право с вашего согласия вынести для вас защитное предписание.
Что же можно сделать в предписании? Запретить нарушителю:
- осуществлять дальнейшее насилие (то есть без предписания это непонятно? Не проявление насилия - это согласие купить машину в нашем примере? и где конкретная ответственность за неисполнение предписания?)
- вступать в контакты с лицом, подвергшимся насилию, в том числе по телефону или через Интернет (очевидно, что для этого проще и надёжнее взять под контроль все контакты пострадавшего, а не причинителя вреда, да и что помешает последнему действовать под чужим именем? А как быть, если обе стороны живут в общей однокомнатной квартире - кто-то должен переехать? Куда? И за чей счёт? Это уже не говоря о том, что такого возмутительного способа незаконного и внесудебного лишения собственности и придумать сложно!)
- выяснять место нахождение лица, подвергшегося насилию, если оно неизвестно нарушитель (а гулять по городу нарушителю позволят?).
Срок действия предписания - 30 суток с момента его вынесения может быть продлён при наличии оснований (каких?) полагать, что угроза совершения насилия сохраняется по письменному заявлению пострадавшего до 60 суток.
Получается весьма значительное ограничение права на частную жизнь, свободы передвижения, запрета на произвольно лишение собственности и, в частности, жилища. И это мы не рассматриваем все возможные обстоятельства.
А где же правовая процедура? Где принцип состязательности, презумпция невиновности, в конце концов?! Видимо, разработчики проекта даже не пытались представить себя на месте "подозреваемого", ведь ему нужно будет доказывать отрицательный факт (что он НЕ совершал насилия), а это очень нелёгкое дело, особенно, если слушать его никто не обязан.
Максимум, что закон разрешает - обжаловать предписание в вышестоящим орган МВД, но это не приостанавливает его исполнение.
Про возможность обжалования в суд в законе даже не упоминается, видимо, будем применять общие нормы, хотя неясно ГПК РФ или КАС РФ.
Если в отношении вас вынесли защитное предписание, то в течение периода его действия вас ставят на профилактические учёт. Кроме того, за вами будут вести профилактический контроль, то есть наблюдение за вашим поведением, исполнением обязанностей и условий предписания.
Помимо предписания попавшие в "чёрный список" должны будут прибывать по вызову в МВД (как часто, для каких целей, в каком порядке они будут извещаться и возможно ли изменить время явки по уважительным причинам - загадка законопроекта) и участвовать в профилактических мероприятиях (как часто? какой продолжительности? какой направленности? в ущерб работе или отдыху? как быть, если вы в командировке? какая ответственность за отказ или уклонение от участия?)
О судебном защитном предписании и полномочиях других, кроме полиции, в том числе органов в сфере профилактики семейно-бытового насилия мы с вами поговорим в следующий раз.