Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Электрофоны из СССР. Часть вторая: «Вега».

В первой части рассказа об электрофонах, родом из СССР, мы вспомнили электрофоны марки «Аккорд». Сегодняшний экскурс в прошлое посвящён продукции Бердского радиозавода(с 1985 года ПО «Вега») . А для начала немного истории.

Бердский радиозавод был создан 14 октября 1946 года на базе эвакуированного в Бердск ещё в ноябре 1941 года харьковского завода №246. ПО «Вега» являлся (сказать «и является» я не рискнул - по причине изложенной ниже) одним из старейших в СССР/России предприятий радиоэлектронной отрасли. Увы, от былого великолепия осталась лишь тень. Как гласит Википедия: «В настоящее время (завод, а вернее то, что уцелело от него - прим. автора) занимается ремонтом и изготовлением бытовой радиоаппаратуры собственной разработки по заказам покупателей. Также ремонтирует бытовую радиоаппаратуру других отечественных производителей». Это конечно грустно, но сегодня речь не о настоящем, а о славном (без кавычек) прошлом предприятия, а конкретнее об одном из видов выпускавшейся продукции.

Если взять суммарно все модели электрофонов с логотипом «БРЗ» и их тиражи, то на всём пространстве СССР «Вега» - безусловный лидер (и это не считая радиол, магниторадиол и магнитоэлектрофонов) - ни один другой завод страны такого количества электрофонов не выпускал. Перечислить все модели в рамках одной статьи конечно можно, но простое перечисление ничего не даст. А рассказать о каждой модели я не смогу по той простой причине, что всеми я не владел. Поэтому рассказ будет лишь о некоторых: о тех, с которыми какой-то опыт общения был.

Итак «герои» сегодняшнего материала электрофоны: «Вега-101», «Вега-002», «Вега-104» и «Вега-108»(и немного будет сказано о «Веге-109»). Именно в таком хронологическом порядке (по годам выпуска) мы их и рассмотрим. И первым, как самым старшим по возрасту, будет электрофон «Вега-101».

Электрофон "Вега-101 стерео"
Электрофон "Вега-101 стерео"

Электрофон «Вега-101» выпускался с 1972 года. В каком году был завершён выпуск - я не знаю, хотя могу предположить. Если его преемник «Вега-104» встал на конвейер в 1978-м, значит примерно в это время и был прекращён выпуск 101-й. Хотя история знает немало примеров, когда старая модель ещё какое-то время выпускалось параллельно с новой. Так ли это в данном случае или нет - точно сказать не могу. Могу сказать лишь то, что в конце 70-х «Вега-101» на прилавках магазинов уже не встречалась. Комплектовалась «101-я» акустическими системами 10МАС-1 (о них уже был разговор в первой части материала) и стоила 200 руб. Если учесть что стоимость пары 10МАС-1 была 140 руб. то выходит что сам электрофон(без АС) стоил 60 руб. Вот только по раздельности в розничной торговле купить электрофон и АС было нельзя-только комплектом, Разве что некондиционные в магазине «Юный техник» - там и АС и усилители/источники сигнала достаточно часто бывали по - раздельности. Но тут своя специфика. Некондиция - это товар либо с техническими проблемами, либо с косметическими. Наверное главной «фишкой» электрофона «Вега-101» был усилитель на германиевых транзисторах (в выходном каскаде стояли П214А, а в предвыходном(на раскачке) ГТ402Г/ГТ-404Г. А вот ЭПУ 2-го класса с корундовой иглой было «огромной ложкой дёгтя». В дальнейшем это «дегтярное» наследство досталось и «104-й». Тем не менее звучала «Вега-101» довольно таки хорошо(для своего класса и того времени). В моём личном владении этой модели не было, но у знакомых и друзей я с ней встречался не раз. Как не раз сам ставил на неё пластинки и запускал воспроизведение. И поэтому знаю что её необычный дизайн имел и минусы эргономического плана. При такой конструкции (если кто не понял о чём я - смотрите фотографии) ставить пластинку на диск проигрывателя было не вполне удобно (особенно если пользователь был в «весёлом» состоянии. А в остальном «Вега-101» вполне достойный образец своей эпохи.

А я перехожу к рассказу о «Веге-002». «Вега-002» (выпускался с 1974 по 1980 гг) единственный электрофон высшего класса с логотипом «Вега». Является ли он лучшим среди них? Вопрос интересный и однозначно ответить на него сложно. Как сложно однозначно ответить и на вопрос : какая из двух версий 002-го (а всего этих версий было три, но третью, последнюю рассматривать не будем. Почему? Надеюсь, дальше из текста будет ясно) лучше. Итак версии электрофона «Вега-002»:

Как я уже сказал, их было три и отличались они главным образом моделью установленного ЭПУ.

Версия №1.ЭПУ Unitra G600B-пассико-роликовый привод и тяжёлый(3,2кг.) опорный диск.

Версия №2. ЭПУ Unitra G600С-1-пассиковый привод и облегченный (в сравнении с предыдущей версией)диск.

Версия №3. ЭПУ Unitra G602-пассиковый привод и самый легкий диск из всех вариантов. Именно поэтому вариант №3 с первым и вторым сравнивать не будем. В виниловой «вертушке» звук складывается из мелочей и вес опорного диска играет немалую роль. Эта тема огромна и бесконечна и обсуждать её в рамках данной статьи я не стану. Тем более что в своё время и я сам уделил этому внимание в других материалах, да и более авторитетные чем я авторы на этот счёт много раз высказывались.

Электрофон "Вега-002 стерео"
Электрофон "Вега-002 стерео"

Итак, остаются версии №1 и №2. Казалось бы, ну и что тут сравнивать? Если у версии №1 диск тяжелее, значит она и лучше. Но не всё так просто. Есть ещё одно различие-привод. Пассико-роликовый против чисто пассикового. Для того чтобы сказать какой вариант привода лучше в конкретном случае надо достаточно приличное время эксплуатировать аппараты и с тем и с другим и при этом сравнивать их между собой.К примеру пассико-роликовый привод у "Аккорд-001" был с множеством недостатков.Но там было отечественное ЭПУ, а в нашем случае ЭПУ польское.При этом я не владел проигрывателями ни с тем,ни с другим и ориентируюсь лишь на мнения тех, у кого был опыт эксплуатации данных устройств.И вот тут пожалуй стоит сделать небольшое отступление от основной темы.

Во всём мире механизм привода ЭПУ делится на три основных типа: роликовый, пассиковый и прямой (директ-драйв).Как это работает и в чём отличие я думаю людям, которые в «виниловой» теме не первый год, объяснять не надо. Для тех же, кто не в курсе могу дать ссылки на материалы, где всё это подробно расписано или же просто ответить своими словами, но в комментариях. Роликово -пассиковый привод это просто разновидность привода. К чему её причислить: к роликам или пассикам? Пожалуй, всё же к роликам, поскольку именно ролик в конечном итоге задавал вращение опорному диску. Во времена СССР я имел возможность пообщаться и с роликовыми , и с пассиковыми, и с прямоприводными ЭПУ. А вот проигрывателей с роликово-пассиковым приводом в моём личном пользовании никогда не было. Те же аппараты что были у знакомых, я оценивать не возьмусь, поскольку такие знакомства носили кратковременный характер. Что же касается электрофонов, которые у меня были, то с роликовым приводом ЭПУ это «Аккорд-201» и «Вега-104», с пассиком - «Вега-108» , «Арктур-004» и «Сонет ЭФ-208», а с прямым приводом «Корвет ЭФ-248». Это именно что касается ЭЛЕКТРОФОНОВ. Проигрыватели (приставки) в данной статье не рассматриваются. В итоге получается что в стане приличных электрофонов ничего лучше чем ЭПУ с пассиковым приводом не было. Во всяком случае среди перечисленных моделей. Однако проблем с пассиком хватало.Самая основная проблема это то, что со временем пассик растягивался. Благо в комплекте имелся запасной. Но и он был не вечен. Просто так пойти и купить новый пассик в магазине было нельзя. Может где-то они и продавались, но я об этом ничего не знаю. Проблему каждый решал по-своему. Я делал так: клал растянувшийся пассик в холодильник (помните физику: при охлаждении тела сжимаются) и пользовался запасным. Затем пассики менялись местами. Пусть недолго, но это работало, а учитывая то, что редко какой аппарат у меня находился больше года - мне хватало.

И вновь возвращаюсь к электрофону «Вега-002».Электрофон весил 15 кг. (без АС), в комплекте к нему шли колонки 10МАС-1.Выходная мощность встроенного усилителя: 2х25Вт.Диапазон воспроизводимых частот: от 40 Гц до 18 кГц – и это выше чем у «Аккорд-001» хотя он тоже причислен к высшему классу и из тех же времен. Что же касается звука, то конечно 40+ лет прошедшие с той поры не позволяют вспомнить мелкие подробности, однако главное я помню: мне звучание электрофона тогда показалось очень классным. Правда я тогда ещё не был избалован выбором и по сути «слаще морковки ничего не пробовал», но даже спустя буквально пару лет и, заполучив в личное пользование электрофон «Арктур-004»(о нём будет в третьей части статьи),у меня сохранялось ощущение что «Вега-002» по звуку была лучше. В те времена так случалось часто: слушал у кого-то другого и казалось что всё просто супер. А домой вернёшься, включишь свой аппарат и думаешь что как то у тебя всё не так и всё не то. Это сейчас с точностью до наоборот. Звучание своего собственного тракта воспринимаешь как эталон. Но он (тракт) и правда достаточно приличного уровня и компоненты подбирались не один год. А тогда было бесконечное «тасование колоды»: одно покупалось, другое продавалось и так на протяжении полутора десятка лет.

А мы идём дальше. «Вега-104».Годы выпуска 1978-1982. (была ещё одна «Вега-104» которая выпускалась с 1976 года и была построена на платформе УКУ «Арктур-002»,но я данную версию видел лишь на картинке).Электрофон «Вега-104» стал базовой платформой для всего последующего семейства электрофонов «Вега». И «Вега-108» и «Вега-109» построены на «шасси» 104-й. Разница лишь в моделях ЭПУ и легком косметическом «фейслифтинге»(у модели 109).

«Вега-104» оказалась у меня вскоре после «Аккорда-201» и конечно же по сравнению с ним была лучше практически во всём кроме ЭПУ. IIЭПУ-62С мало чем отличалось от «аккордовского» «74-го» и было самым слабым звеном. Решить проблему удалось лишь в модели «108»,но о ней чуть позже. В остальном «Вега-104» была вполне приличным электрофоном хотя комплектные АС-15АС-404(ими же поначалу комплектовалась и «108-я») мне показались чуть похуже нежели 10МАС-1.Но это моё субъективное восприятие.

Технические характеристики:

Номинальная выходная мощность электрофона - 2х10 Вт, при коэффициенте гармоник 0,7%.

Диапазон эффективно воспроизводимых звуковых частот - 63...18000 Гц.

Относительный уровень фона - 50 дБ,

Потребляемая мощность 80 Вт.

Размеры электрофона - 465х385х200 мм

Масса - 12 кг

Цена -257 руб.

Электрофон «Вега-108» выпускался с 1979 года и главное отличие от «Вега-104» в применённом в модели ЭПУ. Это польская Unitra G602 с головкой звукоснимателя MF-101.Стоил электрофон 345 руб. и вот он по звуку уже соответствовал первому классу изделия без особых оговорок. Как я уже говорил-первые версии комплектовались акустикой 15АС-404 (и у меня «108-я»была в такой комплектации).Более поздние шли с колонками 15АС- 408(с пассивным излучателем),но поскольку с этими АС я дела не имел, то и разговора о них не будет. Слабое место «108-й» и всех других моделей с ЭПУ Unitra G602-проблема с виброразвязкой. В идеале такие проигрыватели надо было устанавливать так, чтобы максимально «развязать» электрофон с полом и свести все передающиеся на него вибрации к максимально низкому значению. Потому что ЭПУ крепилось к корпусу не жёстко, а «покоилось» (до поры до времени) на очень чувствительных пружинах. И если электрофон стоял просто на столе или на тумбочке, то не дай вам Бог было устраивать под него «дискотеку». ЭПУ сразу начинало раскачиваться, а тонарм скакать по пластинке как взбесившийся жеребец.

Технические характеристики:

Полоса воспроизводимых звуковых частот по звуковому давлению 63-18000 Гц.

Номинальная выходная мощность при воспроизведении монофонической грамзаписи 10 Вт.

Коэффициент гармоник - 0,7%.

Уровень фона со входа магнитофона на воспроизведение -60 дБ.

Уровень фона сквозного тракта по электрическому напряжению -50 дБ.

Чувствительность, на частоте 1000 Гц со входов не хуже: магнитофона и

универсального 250 мВ; приёмника - 25 мВ.

Пределы регулировки тембров по электрическому напряжению на частотах: 63...16000 Гц - 8 дБ.

Потребляемая мощность от сети - 20 Вт.

Габаритные размеры блока электрофона 465x420x210 мм.Габариты одной АС - 420x250x190 мм

Масса блока 15 кг.

Ну и пара слов о «Веге-109». В 80-е у меня этой модели не было, а попавшая случайно ко мне лет десять назад «109-я» была в таком неважном техническом состоянии(хотя с косметикой было всё вполне)что я посчитал нецелесообразным с ней возиться. Собственно это всё та же «108-я» только с чуть видоизменённой передней панелью покрашенной в серебристый цвет. Да и весь остальной корпус крашеный, тогда как и у 104-й и у 108-й корпус в шпоне и покрыт лаком. По мне так это выглядит куда как эффектнее.

Сравните 108-ю и 109-ю. Какая на ваш взгляд выглядит интереснее?
Сравните 108-ю и 109-ю. Какая на ваш взгляд выглядит интереснее?

Пожалуй, это всё, что я могу сказать об электрофонах марки «Вега» на данный момент. Изначально планировал написать в этой же второй части и об «Арктурах», но боюсь очередных обвинений в том что «многабукв». Их и так уже действительно много, поэтому об «Арктурах» и обо всём остальном будет в третьей части.

Спасибо всем за внимание!

Все фотографии к статье взяты из открытых источников.