Откуда мы вообще знаем о людях прошлого?
Казалось бы – все просто. Даты рождения всех известных людей можно посмотреть в википедии, детали всех биографий известны… ну потому что все же это где-то фиксируется, да? Вот сейчас есть у человека паспорт и трудовая, госуслуги, ИНН, электронная подпись, страховой полис – и весь он как на ладони.
То ли дело в начале XIX века! Это сейчас есть единые центры оформления документов...
У дворянина нет никакого паспорта. Если он служит – ок, у него есть «формулярный список» (ну это примерно трудовая книжка). Например, когда декабристы попадали в Петропавловскую крепость к их делам аккуратно подшивали эти самые формулярные списки – в результате мы можем точно, не мучаясь и не сидя в архивах, посмотреть, кто где служил, как передвигался по службе, из какого полка в какой и когда переходил.
А вот ежели кто формулярный список проимел – то начинается веселье. Тут, например, отличился не декабрист, а очень известный человек – святой доктор Федор Петрович Гааз. Про которого, например, точно известно, что он был военным врачом в Отечественную войну и про которого в известном очерке А. Ф, Кони написано, что он лечил под Бородино. Но поскольку формуляр Гааза продевался, то выяснять подробности передвижений по службе – чудовищно трудно. Вот у нас есть статья об этом: Б. Б. Давыдов. Документы РГВИА о Ф. П. Гаазе – там есть пересказ формуляра от Клейнмихеля. По крайней мере даты проясняет.
С датами рождения – тоже веселье. Сами люди могут даты своего рождения не помнить и не отслеживать. Могут их несколько … менять: например, если ребенка надо отправить в определенное учебное заведение, возраст могут несколько занизить\завысить в зависимости от необходимости. Проверить это практически невозможно. Единственное место, где записана точная дата – это метрическая книга.
Метрическая книга – это храмовая книга, в которой регистрировались рождения, смерти и браки. Никакой отдельной гражданской регистрации этого всего до 1918 года не было, будь ты хоть трижды атеист – ребенка ты окрестишь и сам повенчаешься. Вот там будет точная дата рождения.
Ну казалось бы – в чем проблема? Бери метрическую и смотри. Но во-первых, они сохранились далеко не все: храмы и архивы горели, тонули, подвергались нашествиям инопланетян – в России всякое бывает. Во вторых не всегда просто понять, а в какой именно церкви кого крестили? Вот, например, декабрист Алексей Юшневский, член Южного общества. Мы знаем, что он с юга, отец у него служит по бессарабским таможням, там же покупает имение – наверно, где-то там и крестили, и поди пойми, где? Долгое время считалось, что родился он в Каменце-Подольском. Однако нет, если порыть в архивах – можно найти формулярный список его отца и выяснить, что на момент рождения старшего сына тот служит в Петербурге. А прошерстив метрические – можно отыскать и запись о крещении. Оказывается, что этот южанин, который всю жизнь прослужил в Бессарабии, а потом в Тульчине – уроженец Питера…
В общем, мы представляем новую статью на сайте:
Автор статьи сидел и штудировал метрические храмов Санкт-Петербурга. Это адский труд, реально. Метрические в разных архивах, они разной сохранности, разными почерками. Очень-очень медленно это все оцифровывается, но это труд многих лет. Помогают историкам в этом внезапно – мормоны! Вот об этом еще одна наша статья:
А еще – анализ метрических книг мог бы помочь в решении вопроса