"Необыкновенно интересны и, я бы сказал, трогательны архитекторы и живописцы, которые, перейдя во второй половине XVIII века к классицизму, сохранили в своих произведениях элементы рококо.
К таким своеобразным классикам я отношу, например, Ринальди...
Для пригородов Петербурга второй половины XVIII века эти вкрапления рококо в классицизм очень характерны, они создают необходимую для пейзажных парков непринужденность индивидуального почерка зодчего".
Академик Д.С. Лихачёв
В 1743 году Ораниенбаум вновь стал летней парадной резиденцией и
"со всеми заведениями к оному принадлежащими" был отдан великому князю Петру Федоровичу (будущему Петру III), которого императрица Елизавета Петровна объявила наследником престола.
В 1746 года Петр Федорович и его жена Екатерина Алексеевна (принцесса Анхальт-Цербстская, будущая Екатерина II) каждое лето жили в Ораниенбауме. Для содержания резиденций к ней было приписано две тысячи пятьсот крепостных. Это позволило начать значительные работы, ведущую роль в которых до 1756 года играл архитектор Б.-Ф. Растрелли. По проектам Растрелли Большой дворец был полностью восстановлен, его главные интерьеры декорированы в приемах и материалах, характерных для поры расцвета русского барокко. О Большом дворце мы поговорим в следующий раз... Парк по берегам Карости и включавший верхний и Нижний пруды, был декорирован каскадами, павильонами и различными "садовыми затеями". В 1759—1762 годах в Ораниенбауме была построена потешная крепость Петерштадт для великого князя Петра Федоровича (Петра III).
В плане она представляла собой двенадцатиугольную звезду, была окружена земляным валом и рвом, заполненным водой. Через ров были перекинуты три подъемных моста. На пяти ее бастионах размещалось 12 чугунных пушек. На крепостной плац вели Почетные ворота, а на Арсенальном дворе размещались деревянные здания арсенала, гауптвахты, казарм для гарнизона. В стороне от этих построек в 1758 г. по проекту и под руководством А. Ринальди было начато строительство каменного двухэтажного дворца Петра III.
Сдержанный и спокойный стиль внешнего вида дворца контрастирует
с богатством его внутреннего убранства. В парадных комнатах второго этажа (в первом размещены служебные помещения) Ринальди с большим искусством использовал лепку, лаковые росписи, живописные плафоны
и паркеты из дорогих пород дерева.
Отделку комнат выполняли «штукатурных дел мастер» А. Джанни, русские резчики, позолотчики, крепостной «лакирный мастер» Ф. Власов. Переднюю и Картинный зал украсили живописные плафоны, в других комнатах стены были затянуты штофом. В описи 1765 г. указано: «Обои на стенах шелковые, камчатые разного цвета». В самой маленькой из комнат, Буфетной, на стене закреплены полочки-консоли для размещения фарфора. На большую консоль опирается лепное панно. Картинный зал- самое большое помещение дворца, был украшен лепным декором, наборным паркетом и лаковыми росписями.
В XVIII в. в нем размещались 58 картин, разделенных между собой посеребренными брусками. Такое размещение, шпалерная развеска, позволяет использовать картины не только различные по жанру, но и принадлежащие к различным школам и даже эпохам. Но благодаря объединяющей цветовой гамме эти живописные изображения воспринимаются как единый, гармоничный ансамбль.
В 1784 г. большинство картин из дворца Петра III было передано
в Академию художеств.
По мнению некоторых исследователей, императрица Елизавета разрешила Великому князю вызвать в Россию голштинский корпус в составе 1500 человек после рождения его сына Павла (20.09.1754г.).
В немецких источниках название “гарнизон Ораниенбаум” появляется также в конце 1754 г. Для прибывших в Россию солдат и офицеров во вновь построенной в 1756 г. крепости Петерштадт были устроены казармы и вызван из Голштейна лютеранский проповедник. Несмотря на то, что солдатские жены с детьми остались на родине, немецкая община Ораниенбаума постепенно разрасталась, не в последнюю очередь за счет прибывающих тайком, вопреки строжайшему запрету, ко двору Великого князя его голштинских чиновников и придворных, а также за счет пополнения гарнизона прибалтийскими немцами.
Эти полки составили впоследствии основную часть гарнизона крепости Петерштадт, который нес караульную службу в Большом дворце, полностью обслуживал крепость Петерштадт и проводил военные учения в окрестностях Ораниенбаума.
Во время дворцового переворота 28 июня 1762 года, устроенного супругой Петра III - Екатериной, императорская гвардия вошла в крепость Петерштадт, разоружила голштинцев и выдворила их из России. Петр III был убит, а престол заняла его супруга – Екатерина II.
После смерти Петра III, Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III.
Современникам было известно, что в Арсенале ораниенбаумской крепости “Петерштадт” “...хранились знамена голштинского отряда, шитые по оранжевому гродетуру разноцветными шелками, лежал также прусский мундир голубой с белыми лацканами, великого князя Петра Федоровича, и хранился еще образ Господа Саваофа, шитый Екатериной Алексеевной шелками по желтому бархату”, и что “в 1792 г., когда гром шведских пушек достигал до Ораниенбаума, приказано было все украшения из дворца увезти в Петербург...”, а также “сдать арсенал голштинских вещей - в Арсенал петербургский...”
Не исключено, что события русско-шведской войны повлияли на решение Екатерины II окончательно расстаться в 1792 г. с Ораниенбаумом, где слишком многое напоминало ей о Петре III и передать Большой дворец
со всеми службами и Петерштадтской крепостью Морскому кадетскому корпусу.
В годы Великой Отечественной войны экспонаты дворца-музея Петра III были эвакуированы, а сам дворец значительно пострадал. Сразу после окончания войны началась его реставрация. В начале 1950-х гг. в архивах были обнаружены чертежи Картинного зала, выполненные академиком
Я. Штелиным в 1760-х гг. По этим чертежам восстановлена шпалерная развеска картин и Картинному залу возвращен первоначальный облик:
63 картины западноевропейских художников XVII-XVIII вв. были отреставрированы, и Картинный зал вновь ожил. Сейчас там открыт музей.