В разных странах Африки рассказывают такую старинную легенду. Некогда одна из женщин ударила Бога то ли мотыгой (в эпосе племени динка в Южном Судане), то ли деревянным пестом, которым она толкла вареный корнеплод — кассаву (в фольклоре народности акан в Гане). Инцидент произошел, когда Бог обратился к ней с каким-то предложением (не исключено, что фривольным). Оскорбленное Божество покинуло землю, бросив людей на произвол судьбы и настрого запретив им даже появляться в своей небесной обители. Уделом женщин стала красная африканская земля, а если еще точнее — дефицитная на континенте вода.
Вода и населяющие ее существа, прежде всего змеи, в самых древних мифах стали знаком женщин. Напротив, огонь и охота на крупных животных издавна ассоциируются с мужчинами. В старинной песне нигерийских йоруба говорится так:
«Это важная надменная принцесса,
Это великанша среди змей.
Говорят, что нету дома у нее, —
Я над этим только смеюсь.
Кто владеет землей под лимонной травой?
Кто владеет землей под слоновой травой?
Кто владеет болотом, родителем рек?
Кто лужей владеет, предком воды?
А еще говорят, будто змеи в лесу
Только в одиночку всегда ползут.
Конечно, рука об руку не ходят они.
Ну, а если гадюка ползет впереди,
А за нею зеленая мамба ползет,
А за ними с грохотом ползет питон?
Найдется ли на свете храбрец,
Чтобы их приближения стоять и ждать?»
Согласно местным поверьям самые важные женские тайны лежат на дне речном и заключены в их слезах, соленых, как океан. Активистки секретных феминистских ассоциаций, продолжая древнюю традицию совместных купаний голышом, много времени проводят в воде. Там они надеются получить ответы на волнующие их вопросы от давно ушедших из земной жизни в водную стихию прародительниц.
Все виды деятельности, связанные с водой, «принадлежат» женщинам и зачастую остаются табу для мужчин. Исключением стали рыболовство, устричная марикультура и крокодиловые фермы. Мне доводилось присутствовать на местных спортивных праздниках. Соревнования по плаванию проводятся среди девушек и женщин. Мужчины, даже живущие на берегах океана или крупных рек, плавать обычно не умеют и пребывания в воде избегают. Зато слабому полу настрого заказаны занятия, связанные с огнем, кроме приготовления пищи.
В классической стране секретных ассоциаций Сьерра-Леоне связанные с культом воды женские ритуальные общества Санде и Бондо, Хумон и Раруба готовят девушек ко вступлению в брак и ограждают соплеменниц от физического, психологического и экономического произвола со стороны мужчин. Вплоть до осуществления жестоких коллективных расправ над «зарвавшимися» в своем поведении по отношению к женскому полу. Во всяком случае, я достоверно знаю: африканцы не проявляют желания охотиться за женскими тайнами и их символами. Более того, они остерегаются случайно на них наткнуться, опасаясь если и не погибнуть, то как минимум стать импотентами. Это в ситуации, когда отсутствие детей равносильно дурной смерти и лишает человека надежды стать предком, духом и в будущих поколениях вновь «вернуться» на родную землю.
В женских секретных ассоциациях имеются свои особые ритуалы, системы оповещения о собраниях. Среди туарегских племен Сахары встречается женский тайный «язык» томашек, воспроизводимый в виде мелодий на местном аналоге флейты. Только посвященным доступна содержащаяся в нем информация. Даже недружественный к женщинам ислам далеко не везде смог одолеть древние женские объединения.
ЧЕМ КРОКОДИЛИЦА ХУЖЕ РУСАЛКИ?
В африканской Амазонии — бассейне реки Конго, неотъемлемый персонаж тотемических представлений и мифов — крокодил. Многие женщины искренне верят, что их «вторая душа» находится в обитающей недалеко крокодилице, выступающей в роли ее защитницы, советчицы, скрытой от чужих взоров духовной «половины». Великий швейцарский психолог Карл Густав Юнг во время полевых экспедиций неоднократно сталкивался с ситуациями, непостижимыми для причинно-следственной логики европейца. Однажды на глазах ученого белый охотник застрелил крокодила, угрожавшего скоту на водопое. Вскоре его окружили возбужденные африканцы. Они уверяли, что в результате выстрела в соседней деревне умерла старая женщина, душа которой находилась в убитой рептилии. Об этом знали члены тайного ритуального общества,
психологически породнившиеся со своим, наводящим на других ужас, тотемом и стремящиеся во всем, в чем только возможно, ему подражать и «соответствовать».
И сегодня люди-аллигаторы, ничем внешне не отличающиеся от окружающих, могут ловко подкрасться к намеченной жертве и утащить ее под воду. О них писал в романе «Нгандо» Ломани Чибамба: «Когда наступила ночь, эти люди, днем — обыкновенные рыбаки, собрались на свое дьявольское празднество. Используя свои магические способности и какие-то колдовские снадобья, известные только людям из их общества «ликунду», они превратились в полудухов и принялись исполнять посреди острова Мбаму чудовищный, жуткий танец, устрашающе кружа около своих жертв».
В отличие от отвратительных в свете эстетических вкусов Европы крокодилиц, культ противоестественных русалок почитается там как символ загадочного романтизма, непредсказуемой водной стихии. Они могут быть манящими и ускользающими, податливыми и непокорными, ласковыми и жестокими. В зависимости
от настроения и отношения к конкретным персонажам мужского рода. Что касается Африки, то переплетение «образов» воды и женского начала, как и ожившие легенды об отважных чернокожих амазонках, сплошь и рядом имеет реальное хотя и весьма специфическое воплощение.
Наиболее экстравагантный вариант реанимации традиционных женских ассоциаций, уходящих корнями вглубь матриархата, предложил руководитель Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии полковник Муамар Каддафи. Он провозгласил создание специальных женских батальонов из числа «революционных монахинь», готовых отказаться от замужества «в знак протеста против арабского мужского начала, ибо по его вине потеряна Палестина, преданы забвению права и достоинство арабов». Это — слова официальной клятвы ливийских амазонок, которые в камуфляже и с автоматами в руках охраняют своего лидера даже во время его зарубежных визитов.
ЖЕНСКИЕ ОБЩЕСТВА И ПОЛИТИКА
В нынешних условиях расползания по континенту стихии рыночных отношений сферу мелкого и мельчайшего овощного, фруктового и рыбного бизнеса абонировали энергичные и горластые торговки-мамми. Они перенесли под навес неказистого лотка-прилавка значительную часть своей бабьей жизни, включая кормление и воспитание малых детей. Тайные ассоциации обрели тем самым дополнительную материальную базу в виде живых денег, а кроме того, стали представлять женские интересы и чаяния в неведомом им прежде политическом плане. Нынче мамми заседают в парламентах, представляя там первые легитимные организации женщин, городские окраины и... женские тайные ритуальные общества одновременно.
Политические путчи и перевороты в африканских странах нередко начинались с крикливого «бабьего
бунта» на столичном рынке. Потом он, словно пожар в иссушенной солнцем саванне, стремительно перебрасывался на городские улицы и предместья, а от них — в парламенты и президентские дворцы. Часто главы государств отменяли в результате таких акций непопулярные указы, а не успев этого сделать вовремя, лишались своих постов.
Наиболее громким скандалом было объявление ныне покойным президентом Республики Гвинея Секу Type указа о запрете многоженства. И это в стране, где по нескольку жен имеет каждый четвертый мужчина. Весь день рынок гудел, как растревоженный улей. Ближе к вечеру на площадь к президентскому дворцу вышли женщины. Они объявили о категорическом несогласии с «глупым» декретом и пригрозили: «Нас 54 процента населения, и мы на ближайших выборах скинем тебя. Секу Type. Потому что ты совсем, видимо, потерял здравый смысл, или своих французских советников слушаешь больше, чем собственный народ». Президенту ничего не оставалось, как выйти на балкон и объявить об отмене утреннего указа.
Посмотрите внимательно в «зеркало» африканского племени. И сравните то, что там увидите, с вывертами и гримасами европейского феминизма. Половая принадлежность дается человеку природой. Идти против нее не только неразумно, но и чревато трагедиями в личной жизни. Пол диктует индивиду определенную роль и тип поведения в обществе. И в этом смысле «дикая» Африка может исподволь кое-что «подсказать» тем, кто претендует на роль авангарда современного человечества.
Спасибо что прочитали статью.