Иногда задают вопросы по устройству судна. Это нормально. Но вот сам вопрос иногда ставит в тупик, ибо задан в такой форме, что сразу и не поймёшь, что имел в виду вопрошающий.
Например - Что за ажурная конструкция вокруг надстройки? И начинаешь искать на фото, где эта ажурная конструкция. Начинаешь уточнять. Начинается переписка. В конце концов выясняется, что спрашивали о крыльях мостика, и поддерживающих суппортах. Всё просто. Не просто с пониманием того, как всё это превратилось в ажурную конструкцию.
Так получилось и на этот раз. "Что за круглая штуковина на окне? Для чего?". Но тут я уже был готов, уточнил сразу - На лобовом иллюминаторе мостика? Да.
Не буду закручивать интригу, и нагнетать. Отвечу сразу, это центробежный стеклоочиститель. Также эту приблуду могут называть и диском Кента. Вроде как по фамилии изобретателя. Но это не точно. Не буду искать автора этой штуки. Точно другое - изначально этот стеклоочиститель изобрели для установки на автомобилях. Но получилось несколько громоздко, и обычные щётки-дворники оказались намного проще и удобнее в использовании. Тем не менее, даже в наше время этот диск используется на наземном транспорте.
Как работает эта штука?
Например, снежный шквал. Залепляет мгновенно лобовые иллюминаторы, ничего не видно. Включаем центробежный очиститель. Электромотор раскручивает круглое стекло на большой скорости, и за счёт действия центробежной силы, весь снег, все капли воды убираются с этого стекла. Можно смотреть вперёд.
Устанавливают эту штуку не на всех современных судах. Дело в том, на современных судах зачастую устанавливают обычные щётки-дворники, как на автомобилях. И систему омывания лобовых иллюминаторов. Нет, в систему омывания не заливают незамерзающую жидкость, моют обычной водой. Ну, в высоких широтах, там где есть риск заморозить эту систему, воду просто перекрывают, а для протирки иллюминатора выгонят матросика с тряпкой, тем более, что специальный мостик для таких случаев предусмотрен. Но не везде, да.
Более того, на многих судах, которые изначально планируют использовать для работы в высоких широтах, на судах ледового класса, устанавливают иллюминаторы с обогревом стекла.
Устанавливают центробежный очиститель, конечно же, не только на морских судах. На речных судах, буксирах эта штука нужнее, чем на морских.
Вот и вся история про "круглую штуковину на окне".
Интересный факт. Как назвать правильно эту штуковину, с ответом затрудняются многие работники плавсостава. Как работает - знают, а как назвать - нет. И нет у этой штуки какого-то короткого или жаргонного названия. Кто во что горазд. Я слышал много версий.
Ну, и... как обычно. Для тех, кто знает, я не рассказал ничего нового. Но дополнения только приветствуются.
Вообще, к иллюминаторам мостика есть свои требования, и эти требования оформлены в виде правил. Другое дело, что правила иногда изменяют. А то некоторые начинают проводить всякие эксперименты с формами мостика, и получается не очень хорошо. Пример? Здесь - Крутолобые.
*Пароход. На морском сленге, все суда - пароходы, независимо от типа энергетической установки.