Общество должно реализовать такой порядок, при котором животные будут защищены от человеческого произвола.
Под произволом следует понимать любой вид распорядительских действий в отношении животных, не обоснованных жизненной необходимостью для отдельно взятого человека или общества в целом.
Жизненной необходимостью для человека являются:
— сохранение целостности и здоровья своего тела;
— обеспечение себя питанием и жилищем.
Жизненной необходимостью для общества являются:
— сохранение своего вида. Что подразумевает разработку и применение средств и методов защиты от атаки хищников и проникновения паразитов. Примером таких средств и методов защиты является вакцинация населения, дератизация и дезинсекция жилых, коммерческих, производственных и прочих помещений;
— организация аграрной и производственной деятельности. Что подразумевает присвоение и эксплуатацию необходимых территорий и природных ресурсов (полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы) для выращивания растительной пищи и строительства инфраструктурных зданий и сооружений (заводы, гидроэлектростанции, дороги, газопроводы и пр.);
— строительство путей сообщения (автомобильные и железные дороги) и каналов связи (оптоволоконные линии связи, сотовые вышки);
— строительство жилых и коммерческих сооружений и т.д..
Таким образом, распорядительскими действиями в отношении животных являются:
— развлекательные мероприятия с участием животных — цирки, дельфинарии, зоопарки, океанариумы;
— заводческая деятельность, одомашнивание и содержание животных;
— спорт с участием животных. Например, поло, конный спорт;
— организация забегов животных (конные скачки; собачьи, тараканьи, черепашьи и прочие бега с участием животных);
— организация боев между животными — собачьи, петушиные и прочие;
— охота (в том числе и пассивная в виде установки капканов и ловушек) и рыбалка в случаях, не являющимися экстремальными;
— разведение, выращивание и содержание животных ради получения их молока, меда, яиц, внутренних органов (мышц, печени, сердца, полового члена и яичек), икры, шерсти, кожи, пуха, шелка, жемчуга, перламутра, костей и пр.;
— организация опытов и экспериментов, не обоснованных перспективой решения важных вопросов здравоохранения. Эксперимент ради эксперимента недопустим.
Согласно трем сферам деятельности веганского движения его финальной целью следует считать:
- В сфере экономики
Понижение спроса на продукты животного происхождения (далее ПЖП) до такого уровня, при котором их производство будет нерентабельным.
Принципиальным отличием стратегического веганства является понимание того, что для достижения необходимого понижения спроса, например на 50%, нет необходимости в том, чтобы 50% членов общества стали «строгими веганами». Поскольку такого же понижения можно добиться при 50%-ом сокращении употребления ПЖП всеми членами общества. Основным преимуществом при таком подходе является бОльшая привлекательность веганских идей и идеалов для обывателя, нежелающего быть неэтичным, но при этом не всегда имеющим необходимый уровень мотивации, психических и временных ресурсов для ригористских (не оправданных прагматикой) требований ортодоксального веганства.
Более подробный разбор подхода, при котором отказ от 80% ПЖП по массе основной частью населения страны достаточен для достижения целей стратегического веганства в экономической сфере будет рассмотрен в соответствующей статье.
- В сфере культуры и морали
1) Восприятие животных, как соседей, а не как ресурсов, живых игрушек или станков для извлечения прибыли или удовольствия.
2) Признание и нормализация обществом принципа эквализма, т.е. равноценности жизни всех чувствующих существ в независимости от размера тела, видовой принадлежности, численности популяции, экологической роли (паразиты, редуценты, хищники, падальщики,травоядные).
3) Вытекающая из принципа эквализма практика равного уважения жизненных интересов (поиск пищи, охота, проникновение в тело носителя, спаривание, строительство жилища, вынашивание потомства и т.д.) всех видов и особей. Что означает запрет на вмешательство во внутри- и межвидовые отношения; а также помощь отдельно взятым особям (хищникам) в ущерб другим (травоядным, паразитам).
4) Восприятие мира животных в частности (не включая человека) и мира живого в целом как единый, согласованный и динамически уравновешенный организм, в котором каждый вид, каждая популяция, каждая особь является необходимым и «равноправным»* по отношению к другим участникам экосистемы «субъектом».
Примечание. В кавычки берутся термины из человеческих отношений лишь в качестве аналогий для раскрытия и обоснования теории, принципов и подходов идеологии и практики веганского движения.
Следует понимать, что в веганском дискурсе следует различать три фундаментальных вида отношений:
— отношения между людьми (внутривидовые) на основе принципа формального равенства;
— отношения между животными и растениями на основе закона естественного отбора и трофических связей;
— отношения между людьми и животными на основе принципа уважительного отношения к чувствующим существам и вытекающего из него отказа от распорядительства.
- В сфере государственной политики и права
Закрепление государством за животными статуса чувствующих существ, из которого и вытекает их защита от человеческого произвола. При этом действия одних животных по отношению к другим в естественной среде обитания ни государством, ни его гражданами регулированию не подлежат. За исключением случаев предотвращения экологических катастроф или ревайлдинга, т.е. создания, формирования, восстановления и сохранения биогеоценозов.
На государство возлагается обязанность:
— разработать правовую базу и нормативно-правовые акты, регламентирующие и регулирующие отношения между его гражданами и населяющими его территорию чувствующими существами;
— учредить специальный орган по предупреждению, пресечению, расследованию, поимке и привлечению к ответственности нарушителей закона, защищающего чувствующих существ от распорядительских (т.е. необоснованных жизненной необходимостью) действий;
— внести необходимые корректировки в образовательные материалы для формирования, воспитания и прививания уважительного отношения к чувствующим существам и среде их обитания.
— отдельного обсуждения требует тема регуляции тестирования косметической продукции и бытовой химии. Предварительно можно говорить о том, что уже сейчас существует широкий спектр как бытовой химии, так и косметических средств, которые могут покрыть базовые потребности потребителей. У общества уже есть необходимые моющие средства, тональные кремы, пудры, помады, краски для волос и т.д. Тестирование новых косметических средств противоречит самому понятию о прекрасном, поскольку никакое принуждение, причинение страданий, членовредительство и убийство не может быть прекрасным.
Цель веганского движения может быть достигнута только при достижении победы на всех трех фронтах. Если добьемся лишь понижения спроса, но не изменим нормы морали и законодательства, то остановим распорядительство лишь в нескольких индустриях (мясо-молочная, яичная, рыбно-промысловая). Островки спроса на различные виды распорядительства (конный спорт, охота, рыбалка, заводческая деятельность и т.д.) сохранятся.
Попытки принять «веганские» законы без предварительного изменения культурных норм не приведут к реальной защите чувствующих существ, поскольку само общество не будет требовать его исполнения и возмущаться его игнорированием.
Если даже будут изменены нормы, но не будут приняты законы, то сохранится спрос на «престижные» ПЖП, поскольку на рынке останутся компании, ориентирующиеся на небольшой спрос, но высокую стоимость таких «продуктов» (икра, например), товаров (изделия из шелка, например) и предложений (организация охоты, продажа «дорогих» племенных животных). Также сохранятся частные формы распорядительства и насилия: рыбалка, содержание собак, кошек, попустительство их бесконтрольному размножению и т.д.
В действительности, ни одно из этих направлений не может быть достигнуто в отрыве от других. Они взаимо обуславливают друг-друга. Могут как тормозить, так и ускорять друг-друга. Это зависит от того, понимает ли веганское движение в целом и отдельно взятый его член в какой сфере, какими методами и какими формулировками он оперирует. И то, что верно в одной сфере, может быть тормозящим фактором в другой. Например, формулировка «Животные не должны восприниматься как источник одежды» однозначно верна как норма для всего общества, но может создавать помеху для отдельно взятых членов общества, которые могут находится в разных жизненных обстоятельствах.
В таком подходе нет противоречия. Чем больше лояльных к веганской идеологии людей, тем вероятнее смена культурных норм. А чем сильнее ощущается эта культурна норма, чем сильнее она распространена, тем вероятнее формирование веганских ценностей у формирующихся поколений, которые как раз и будут влиять на спрос ПЖП и социальный запрос на провегански настроенных политиков и политических партий.
Это своего рода итеративная работа с замкнутым циклом (лояльность — нормативность — экономическое и политическое поведение), который является гораздо более адекватным сложно и иерархически устроенному обществу.
Стратегическое веганство о низовом движении
Стратегическое веганство не отрицает полностью ортодоксальное веганство. Оно, сохранив его дух, развивает его в соответствии с культурным, научным и правовым наследием человечества. Оно скорее смещает акцент с образа жизни отдельно взятого человека на задачи веганского движения, которое следует воспринимать как социально-политическое движение, функционирующее не на уровне частной жизни отдельно взятых членов общества, а скорее на уровне взаимодействия социальных институтов, на уровне разных форм общественного сознания и деятельности. Данный подход открывает перспективы не только повышения лояльности, но и привлечения реальных финансовых и человеческих ресурсов.
Таким образом, стратегическое веганство расширяет понимание веганства как низового движения до веганского движения, как подхода институционального. Эти подходы не должны противопоставляться друг другу. Без институционального подхода низовое движение останется уделом узкой группы людей, готовых организовать свою жизнь вокруг темы защиты животных, как это имеет быть с любым сообществом, например, байкерским клубом. Прокатиться на мотоцикле в хорошую погоду не отказались бы многие, но вот тратить на это значительную часть времени и средств желающих в сотни раз меньше.
Стратегическое веганство основано на понимании, что путь специализации, при котором веганство, как и байкерство потребует значительного изменения в образе жизни, — обречено остаться уделом единиц. Именно поэтому стратегическое веганство считает необходимым создание «инфраструктуры», на которой и будут достигаться конкретные (экономические и политические) цели. Но если не будет поддержки тех самых низов, если они будут противопоставляться любой организованности, любой официальности, «разоблачая» эти подходы и их участников как «ненастоящих веганов», то плохо будет в конечном итоге тем, за кого вы все вместе и должны ратовать. И если мы действительно руководствуемся интересами чувствующих существ, а не своими внутренними мотивами (доброе имя, слава, скрытая разочарованность и злость к людям, влияние и т.д.), то должны строго себя проверять:
«Я это говорю и делаю потому, что это ускоряет процесс смены парадигмы и реального статуса животных или потому, что я хочу одолеть оппонента своей правдой и быть глашатаем справедливости?»
А ведь далеко не всегда декламация высоких истин коррелирует с результативностью. Другими словами, правильная стратегия ценнее правильных слов.