Найти в Дзене
Sakh.online

Провокационный художник Павел Шугуров вернулся на Сахалин

Уличный художник Павел Шугуров, который за свою творческую жизнь примерил даже роли солиста рок-группы и чиновника южно-сахалинской мэрии, вернулся на остров. Визит не праздный — накануне он представил своим многочисленным поклонникам и знакомым свою книгу, в которой есть и сахалинская глава. А на днях, как стало известно skr.su, художник примет участие в фестивале телефильмов «Утро Родины» — он отвечает за продолжение граффити-проекта «Киноцитаты». Из сквота в мэрию и обратно  Шугуров называет себя кочующим художником. На творческой встрече в областном художественном музее он рассказал, что изменял улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, Америки. Долгое время жил во Владивостоке, и количество интересного граффити на подпорных стенах и домах этого города заметно выросло. СМИ часто освещают его перформансы и презентации, и это понятно — проходят они нестандартно. Например, художник может пригласить актеров, чтобы те представляли проекты от его имени. Нестандартные ситуации Павел создава
Оглавление

Уличный художник Павел Шугуров, который за свою творческую жизнь примерил даже роли солиста рок-группы и чиновника южно-сахалинской мэрии, вернулся на остров. Визит не праздный — накануне он представил своим многочисленным поклонникам и знакомым свою книгу, в которой есть и сахалинская глава. А на днях, как стало известно skr.su, художник примет участие в фестивале телефильмов «Утро Родины» — он отвечает за продолжение граффити-проекта «Киноцитаты».

Фото: Вероника Шофман
Фото: Вероника Шофман

Из сквота в мэрию и обратно 

Шугуров называет себя кочующим художником. На творческой встрече в областном художественном музее он рассказал, что изменял улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Европы, Америки. Долгое время жил во Владивостоке, и количество интересного граффити на подпорных стенах и домах этого города заметно выросло. СМИ часто освещают его перформансы и презентации, и это понятно — проходят они нестандартно. Например, художник может пригласить актеров, чтобы те представляли проекты от его имени.

Нестандартные ситуации Павел создавал и на Сахалине. В 2017 году он приехал в областной центр, работал в мэрии города по сути в должности главного художника. В это время он жил в расселенном доме, назвал его сквотом и создал благоприятные условия для неформальной молодежи города. В результате те придумывали разные акции, учились рисовать, читали стихи в одной из комнат, по соседству организовались тату-салон «Чернь» и группа «Жабий оскал».

-2

— Утром ты надеваешь костюм, на работе приветствуют: «Здравствуйте, Павел Евгеньевич!». Распоряжаешься: «Нет, такой рекламы в городе не будет!». Потом возвращаешься к себе в сквот, а там крысы, холодная вода и выбитые окна. Спишь какое-то время, чтобы перевести мозги после чиновничества, а в других комнатах в это время прыгают на скейтах и играют рок, — поделился воспоминаниями Шугуров. — На самом деле, проблема неформального пространства в Южно-Сахалинске осталась. Так и не появилось место, где молодежь могла бы выставлять свое творчество. А это важно и напрямую связано с жизнью города.

Наблюдательная позиция

Шугуров встряхнул творческих сахалинцев, сподвиг их не на один проект. Самое заметное, пожалуй, это граффити в Дальнем, пригороде областного центра. Весь район там состоит из рядов однотипных домов. С подачи художника там начали появляться огромные рисунки с двойным смыслом. Первый вызвал скандал в обществе: надпись на фасаде «Возлюби Дальнего Своего» кому-то очень понравилась, а кого-то глубоко оскорбила. Однако на этом художники не остановились, и сейчас в Дальнем рисунки на многих улицах. А один — яркого лосося — даже нанесла известная корейская команда.

Однако не все в городе восприняли деятельность Шугурова позитивно. Так получилось, что всего через полгода он уволился и покинул остров. Но, отметил он, и сейчас продолжает следить за развитием городского пространства удаленно.

-3

Павел считает, что Южно-Сахалинск является особенным в сравнении с другими городами. В Петербурге, например, очень много художников, но они не особо нужны в городе, который сам по себе является произведением искусства. Такая ситуация в культурных очагах практически по всей стране. А столица Сахалина — чистый холст.

— Здесь был Пушкин, Репин, а еще ты со своими картинами. Кому и что ты хочешь объяснить? Все уже погрязли в мемуарах, — пояснил он свою мысль. — Южно-Сахалинск как раз отличался тем, что здесь я почувствовал себя нужным, на своем месте. Мне как будто надо было прорывать какую-то блокаду, и молодежи нужен был выход. Я, как представитель старшего поколения, мог их вытянуть до определенного уровня и дальше запустить в космос. Я думаю, сейчас есть установка на то, чтобы местные ребята развивали творчество, а не рисовали на заказ всякую ерунду. 

Время перемен 

Художник убежден в том, что фасады, разрисованные самостоятельно, а не за счет средств бюджета, привьют местным жителям любовь к искусству и дадут возможность для реализации. Каждый должен включиться в созидание своего острова. Эксперты могут приезжать, но в рамках конференции или проекта для обмена опытом. А процессом «должны рулить» именно сахалинцы.

— Мне кажется, сахалинцам нужна нормальная, осознанная программа по городскому искусству. Сейчас подобный проект уже выстраивается и называется «100 фасадов». На мой взгляд, в художественной станковой культуре должны быть неформальные граффити, обязательно созданные самой молодежью, — подчеркнул Шугуров.

Программу «100 фасадов» представляет другой художник Александр Мущенко, сахалинец, который некоторое время прожил в Санкт-Петербурге и даже стал одним из основателей музея стрит-арта. В 2019 году он вернулся на родину, в рамках первого фестиваля уличного искусства «Южный стрит фест» проводил мастер-классы и украсил своим рисунком фасад многоэтажки. Сейчас занимается разработкой и продвижением проекта по стрит-арту на Сахалине и Курильских островах, планирует в течение нескольких лет привозить художников и работать с городским пространством, оставляя след не только на зданиях, но и в истории.

-4

— В декабре 2019 года я проехал большую часть области: был на юге, в Смирных, Охе, Ногликах, Южно-Курильске. В целом могу сказать, что дела обстоят гораздо лучше, чем можно было подумать. Оказалось, что программа реновации ветхого жилья  работает и многие фасады по-современному облицованы. При этом есть вопросы к колористике и выбору материалов, но в целом — это не разруха и не запущенность. Безысходности не видно, скорее надежда и желание что-то делать, — рассказал Мущенко.

По его словам, появилось очень много активных открытых людей, готовых включаться в работу, начиная от сотрудников бюджетных учреждений и заканчивая местными художниками и школьниками. Цель проекта — не просто привезти людей и оставить после себя красивые картинки в качестве визуального декора. Основная задача — вовлечь людей в диалог относительно городского пространства.

— Моя глобальная идея, что художником может стать каждый и каждый имеет право высказываться в рамках городской среды. Надеюсь, нам удастся разбудить в людях сопричастность к этому делу, — отметил Александр.

Искусство счастья

Все идеи, проекты и пожелания, собранные на Сахалине, вместе с другими впечатлениями Павла Шугурова нашли отражение в книге «33+1 97-17». В конце встречи художник подвел итог:

— Искусство — это способ жить абсолютно счастливым, воспринимая проблемы как инсталляции, а их решение как перформанс.

Все заинтересованные творчеством Павла найдут книгу «33+1 97-17» в Сахалинском художественном музее, а также могут скачать электронную копию из интернета.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!