Как известно после гражданской войны большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей Балтфлота на металлолом. И потому что банально не хватало средств а также и потому что флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств – зачастую еще ХIХ века. Допустим что решение это было несколько откорректировано - с кораблей сняли больше брони и орудий а с некоторых -еще и машины -и складировали в арсеналах Кронштадта -"на всякий случай". А чуть позже -в конце -20х-начале 30х в с их использованием была построена серия "бюджетных" канонерских лодок получившая наименования по местам побед РККА в недавней Гражданской войне. По головному кораблю их назвали -серия "Перекоп". Дальше были "Свияжск", "Каховка", "Волочаевка" "Энзели", "Псков", "Спасск" и еще несколько кораблей. Их проектировщики озадачились созданием корабля для действий в прибрежных водах Финского залива и с возможностью захода в Ладожское озеро - где возникла финская угроза. "Перекопы" должны были поддерживать прибрежные части, обеспечивать десантные операции и т.п. В общем и целом выглядели они как несколько уменьшенная копия таких кораблей как "Храбрый" и "Грозящий" - 4-6 орудий 152 мм, (на "Перекопе" -2Х203мм), усиленное зенитное вооружение (не из-за послезнания о люфтваффе - просто изначально предполагалось что они будут воевать в зоне действия вражеской армейской авиации). Частично их вооружили пушками 102 и 120 мм из старых запасов, в качестве противоминного калибра пошли старые же 57мм и 47мм - а на два последних - "Чита"и "Орел" в качестве эксперимента поставили главным калибром сухопутные 122 миллиметровки 52-П-471. Плавсредства вышли как признавали и сами создатели -так себе - невысокая скорость - дай Бог 16-17 узлов, невысокая автономность- 600-700 миль в среднем (впрочем предполагалось что они не будут выходить из Финского залива, а в оптимуме - ходить не дальше Ивангорода), и достаточно скверная обитаемость -все было подчинено задаче создания мощного артиллерийского корабля с малой осадкой и малой ценой. Тем не менее это были достаточно неплохие суда - строили то их толковые люди, например В.П.Костенко (что не спасло его впрочем от репрессий) В итоге Краснознаменный Балтийский Флот получил за умеренные деньги примерно полтора десятка боевых единиц худо-бедно но натренировавшихся на оборону Ленинграда и окрестностей в те дни когда по выражению писателя Соболева едва одна десятая водного пространства Финского залива принадлежала СССР. Незадолго до войны они прошли модернизацию - например вместо старых 47мм-вок на некоторых из них установили 45мм а также добавили к двум счетверенным "максимам" по два 37мм автомата , а на "Перекоп" -изъятый со складов Эстонского флота запасной 40мм автомат "Бофорс" (такие стояли на подлодках "Лембит" и "Калев").
Как бы там ни было - им было суждено сыграть весьма важную роль в войне. Ибо именно эти неказистые и не слишком мощные корабли огнем своих пушек сорвали в сентябре 1941 взятие Шлиссельбурга частями фон Лееба и не позволили превратить осаду Ленинграда в блокаду(что с плохо скрытым раздражением констатировали немецкие генералы и историки). Осень 1941го стоила жизни четырем "Перекопам" -а до победной зимы 1944 го не дожил ни один. Но затраты на свою постройку и службу они окупили сполна и многократно