Найти тему

КАНОНЕРСКИЕ ЛОДКИ ТИПА "ПЕРЕКОП"

Примерно так могли выглядеть эти корабли
Примерно так могли выглядеть эти корабли

Как известно после гражданской войны большевики распродали большую часть оставшихся от «старого режима» кораблей Балтфлота на металлолом. И потому что банально не хватало средств а также и потому что флот являл собой скопище морально и физически устаревших небоеспособных уже плавсредств – зачастую еще ХIХ века. Допустим что решение это было несколько откорректировано - с кораблей сняли больше брони и орудий а с некоторых -еще и машины -и складировали в арсеналах Кронштадта -"на всякий случай". А чуть позже  -в конце -20х-начале 30х в с их использованием  была построена серия "бюджетных" канонерских лодок получившая наименования по местам побед РККА в недавней Гражданской войне. По головному кораблю их назвали -серия "Перекоп". Дальше были "Свияжск", "Каховка", "Волочаевка" "Энзели", "Псков", "Спасск" и еще несколько кораблей. Их проектировщики озадачились созданием корабля для действий в прибрежных водах Финского залива и с возможностью захода в Ладожское озеро - где возникла финская угроза. "Перекопы" должны были   поддерживать прибрежные части, обеспечивать десантные операции и т.п. В общем и целом  выглядели они как несколько уменьшенная копия таких кораблей как "Храбрый" и "Грозящий" - 4-6 орудий 152 мм, (на "Перекопе" -2Х203мм), усиленное зенитное вооружение (не из-за послезнания о люфтваффе - просто изначально предполагалось что они будут воевать в зоне действия вражеской армейской авиации). Частично их вооружили  пушками 102 и 120 мм из старых запасов, в качестве противоминного калибра пошли старые же 57мм и 47мм - а на два последних - "Чита"и "Орел"  в качестве эксперимента поставили главным калибром сухопутные 122 миллиметровки 52-П-471. Плавсредства вышли как признавали и сами создатели -так себе - невысокая скорость - дай Бог 16-17 узлов, невысокая автономность-  600-700 миль в среднем (впрочем предполагалось что они не будут выходить из Финского залива, а в оптимуме - ходить не дальше Ивангорода), и достаточно скверная обитаемость -все было подчинено задаче создания мощного артиллерийского корабля с малой осадкой и малой ценой. Тем не менее это были достаточно неплохие суда - строили то их толковые люди, например В.П.Костенко (что не спасло его впрочем от репрессий)  В итоге Краснознаменный Балтийский Флот получил за умеренные деньги примерно полтора десятка боевых единиц худо-бедно но натренировавшихся на оборону Ленинграда и окрестностей в те дни когда по выражению писателя Соболева едва одна десятая водного пространства Финского залива принадлежала  СССР. Незадолго до войны они прошли модернизацию - например вместо  старых  47мм-вок на некоторых из них установили 45мм а также добавили к двум счетверенным "максимам" по два 37мм автомата , а на "Перекоп" -изъятый со складов Эстонского флота запасной  40мм автомат "Бофорс" (такие стояли на подлодках "Лембит" и "Калев").

Как бы там ни было -  им было суждено сыграть весьма важную роль в войне. Ибо именно эти неказистые и не слишком мощные корабли  огнем своих пушек  сорвали в сентябре 1941 взятие Шлиссельбурга частями фон Лееба и не позволили превратить осаду Ленинграда в блокаду(что с плохо скрытым раздражением констатировали немецкие генералы и историки). Осень 1941го стоила жизни четырем "Перекопам" -а до победной зимы 1944 го не дожил ни один. Но затраты на свою постройку и службу они окупили сполна и многократно