Найти в Дзене
Мода в книгах

Платья и машины книжных героинь

С 6 по 9 марта 2020 в Москве проходит очередная выставка ретроавтомобилей "Олдтаймер галерея", на которой представлено и 8 нарядов из моей коллекции. Все эти предметы - подлинники; я ничего не шью, не стилизую и так далее - я реально нахожу эти вещи. Что же касается автомобилей, то они не мои (как, наверное, вы уже поняли), но тоже совершенно аутентичные. "Старше моей бабушки" - как я люблю это говорить. Сегодня рассматриваем те наряды с выставки, у которых есть литературные корни.

Два платья начала 1940-х годов из моей коллекции на фоне автомобиля марки Испано-Сюиза 1928 года. Александр Вертинский в 1928 году сочинил романс "Испано-Суиза", героиня которого - "царица экрана и моды", ищущая настоящую любовь.
Два платья начала 1940-х годов из моей коллекции на фоне автомобиля марки Испано-Сюиза 1928 года. Александр Вертинский в 1928 году сочинил романс "Испано-Суиза", героиня которого - "царица экрана и моды", ищущая настоящую любовь.

Однако лучшее вечернее платье коллекции этому романсу не досталось. Потому что была цитаты поточнее. Вечернее платье черного цвета упоминается в романе Вл. Набокова "Король, дама, валет":

"Она была сегодня в черном платье с тюлем, волосы ее, разделенные тончайшей бледной чертой пробора, отливали эбеновым лоском". У мужа Марты, кстати, тоже был автомобиль. Но не Cadillac Fleetwood, как на выставке, а "Икар": «Сиял он черным лаком, стеклами окон, металлом фонарей; сияла гербовидная марка на серебре над решетом радиатора: золотой крылатый человечек на эмалевой лазури». "Икар" здесь представлен не был, потому выбор пал хоть и не на такой блестящий, но зато самый шикарный автомобиль - "Кадиллак", создающий более выгодный фон для черного платья.

Черное вечернее платье было и в гардеробе Маргариты из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Не зная еще, что это будет за бал у иностранца, она начала тщательно готовиться, выбирая из нескольких вечерних туалетов нужное платье. Но, как мы помним, оно ей не понадобилось. "В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате. На кровати на одеяле лежали сорочки, чулки и белье, скомканное же белье валялось просто на полу рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос. Туфли стояли на ночном столике рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок, на спинке стула висело черное вечернее платье".

Вечернее платье конца 1920-х - начала 1930-х годов из черного шелка с розовой вставкой вверху лифа отделано черным кружевом. Теоретически, оно вписывается во временные рамки обоих романов.

Еще одно платье, представленное в зале с автомобилями 1920-х годов, датируется началом десятилетия. К нему подобрана цитата из романа Ф. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" и автомобиль Lorraine-Dietrich 1922 года.

Любовница Тома Бьюкенена, жена автослесаря Уилсона Миртл переодевается несколько раз в течение того дня, который проводит с Томом и Ником в Нью Йорке. Каждый раз ее наряд становится более претенциозным. Утром в мастерской ее простой наряд, напоминающий домашнее платье, подчеркивает энергичность и ощущение исходящей от нее жизненной силы. А под конец она расхаживает по своей крошечной квартирке в очень нарядном платье, явно не вписывающемся в обстановку, а то, что утром представлялось энергичностью, превращается в визгливую спесь.

На выставке представлен наряд, похожий на тот, что носит Миртл днем. «Она переоделась, и на ней теперь было платье из коричневого в разводах муслина, туго натянувшееся на ее широковатых бедрах, когда Том помогал ей выйти из вагона на Пенсильванском вокзале».

В первые годы декады юбки остаются длинными. Но если до этого они едва открывали щиколотку, теперь доходили до середины голени. Современные манекены значительно выше большинства дам довоенного периода, отсюда - некоторая путаница в пропорциях платьев.

Пояс, рукава и горловина платья украшены вышивкой бусинами и бисером.
Пояс, рукава и горловина платья украшены вышивкой бусинами и бисером.

В этом же зале манекены с платьями из моей коллекции украсили еще два замечательных экспоната: "Паккард" рубежа 1920-х - 1930-х годов и "Альфа-Ромео" 1925 года.

Рядом с Packard 640 Dual Cowl Phaeton выставлено советское дневное нарядное платье начала 1930-х годов. Мода этого периода создавала очень интересный переходный силуэт. От прямоугольных коротких платьев середины 1920-х к женственным удлиненных нарядам середины 1930-х путь лежал через смягченные формы и постепенно увеличивающуюся длину. Здесь уже отмечена естественная линия талии, однако смысловой акцент по-прежнему находится на бёдрах. Платье украшено вышивкой из бисера и стекляруса, оборками и имеет длинный ряд пуговиц на спине.
Рядом с Packard 640 Dual Cowl Phaeton выставлено советское дневное нарядное платье начала 1930-х годов. Мода этого периода создавала очень интересный переходный силуэт. От прямоугольных коротких платьев середины 1920-х к женственным удлиненных нарядам середины 1930-х путь лежал через смягченные формы и постепенно увеличивающуюся длину. Здесь уже отмечена естественная линия талии, однако смысловой акцент по-прежнему находится на бёдрах. Платье украшено вышивкой из бисера и стекляруса, оборками и имеет длинный ряд пуговиц на спине.

Все вопросы про машинки лучше задавать организаторам выставки "Олдтаймер галерея", мне их задавать не надо.

Согласно новым правилам этого блога первые несколько дней пост висит с комментариями, а впоследствии они все удаляются.