С 6 по 9 марта 2020 в Москве проходит очередная выставка ретроавтомобилей "Олдтаймер галерея", на которой представлено и 8 нарядов из моей коллекции. Все эти предметы - подлинники; я ничего не шью, не стилизую и так далее - я реально нахожу эти вещи. Что же касается автомобилей, то они не мои (как, наверное, вы уже поняли), но тоже совершенно аутентичные. "Старше моей бабушки" - как я люблю это говорить. Сегодня рассматриваем те наряды с выставки, у которых есть литературные корни.
Однако лучшее вечернее платье коллекции этому романсу не досталось. Потому что была цитаты поточнее. Вечернее платье черного цвета упоминается в романе Вл. Набокова "Король, дама, валет":
"Она была сегодня в черном платье с тюлем, волосы ее, разделенные тончайшей бледной чертой пробора, отливали эбеновым лоском". У мужа Марты, кстати, тоже был автомобиль. Но не Cadillac Fleetwood, как на выставке, а "Икар": «Сиял он черным лаком, стеклами окон, металлом фонарей; сияла гербовидная марка на серебре над решетом радиатора: золотой крылатый человечек на эмалевой лазури». "Икар" здесь представлен не был, потому выбор пал хоть и не на такой блестящий, но зато самый шикарный автомобиль - "Кадиллак", создающий более выгодный фон для черного платья.
Черное вечернее платье было и в гардеробе Маргариты из романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Не зная еще, что это будет за бал у иностранца, она начала тщательно готовиться, выбирая из нескольких вечерних туалетов нужное платье. Но, как мы помним, оно ей не понадобилось. "В спальне Маргариты Николаевны горели все огни и освещали полный беспорядок в комнате. На кровати на одеяле лежали сорочки, чулки и белье, скомканное же белье валялось просто на полу рядом с раздавленной в волнении коробкой папирос. Туфли стояли на ночном столике рядом с недопитой чашкой кофе и пепельницей, в которой дымил окурок, на спинке стула висело черное вечернее платье".
Вечернее платье конца 1920-х - начала 1930-х годов из черного шелка с розовой вставкой вверху лифа отделано черным кружевом. Теоретически, оно вписывается во временные рамки обоих романов.
Еще одно платье, представленное в зале с автомобилями 1920-х годов, датируется началом десятилетия. К нему подобрана цитата из романа Ф. С. Фицджеральда "Великий Гэтсби" и автомобиль Lorraine-Dietrich 1922 года.
Любовница Тома Бьюкенена, жена автослесаря Уилсона Миртл переодевается несколько раз в течение того дня, который проводит с Томом и Ником в Нью Йорке. Каждый раз ее наряд становится более претенциозным. Утром в мастерской ее простой наряд, напоминающий домашнее платье, подчеркивает энергичность и ощущение исходящей от нее жизненной силы. А под конец она расхаживает по своей крошечной квартирке в очень нарядном платье, явно не вписывающемся в обстановку, а то, что утром представлялось энергичностью, превращается в визгливую спесь.
На выставке представлен наряд, похожий на тот, что носит Миртл днем. «Она переоделась, и на ней теперь было платье из коричневого в разводах муслина, туго натянувшееся на ее широковатых бедрах, когда Том помогал ей выйти из вагона на Пенсильванском вокзале».
В первые годы декады юбки остаются длинными. Но если до этого они едва открывали щиколотку, теперь доходили до середины голени. Современные манекены значительно выше большинства дам довоенного периода, отсюда - некоторая путаница в пропорциях платьев.
В этом же зале манекены с платьями из моей коллекции украсили еще два замечательных экспоната: "Паккард" рубежа 1920-х - 1930-х годов и "Альфа-Ромео" 1925 года.
Все вопросы про машинки лучше задавать организаторам выставки "Олдтаймер галерея", мне их задавать не надо.
Согласно новым правилам этого блога первые несколько дней пост висит с комментариями, а впоследствии они все удаляются.