Найти тему

ОГЭ 2020 (Математика) Задание 17. Окружность, круг и их элементы.

Оглавление

Зачастую в школьном курсе геометрии изучению окружностей, кругов и их свойств уделяют не так много внимания. Возможно поэтому у экзаменуемых задание 17 вызывает определённые трудности. Давайте разберёмся, что нужно учесть при его выполнении.

1. Особенности углов в окружности.

-2
  • В окружности можно выделить вписанные и центральные углы.
  • Дуги окружности, как и углы имеют величину в градусах. И градусная мера окружности равна 360 ° .
  • Вписанный угол (АСВ) опирается на дугу окружности и равен половине её градусной меры. То есть, если дуга окружности равна 30 ° , то вписанный угол, опирающийся на неё, равен 15 ° .
  • Центральный же угол (АОВ) равен дуге окружности, на которую он опирается. Таким образом мы можем понять, что вписанный угол вдвое меньше центрального, опирающегося на ту же дугу окружности.
  • Также стоит напомнить, что центральный угол, опирающийся на хорду окружности равную радиусу этой окружности имеет градусную меру в 60 ° (вписанный 30 ° ).
  • Вписанный угол, опирающийся на диаметр окружности имеет градусную меру в 90 ° .
-3

1.1 Описанные около окружности.

-4
  • Главной особенностью угла, описанного около окружности является то, что отрезки сторон угла до пересечения с окружностью равны.
  • А также стороны угла являются касательными к окружности, что логично. И радиус к точке пересечения касательной к окружности перпендикулярен касательной.

2. Многоугольники вписанные в окружность.

  • Ранее мы уже затрагивали эту тему, когда говорили о 16 задании. Вспомним, что нам может пригодиться.
-5
  • Любой треугольник можно вписать в окружность, также как и окружность можно вписать в любой треугольник.
  • Четырёхугольник можно вписать в окружность, если его противоположные углы в сумме дают 180 ° . Вписать же в четырёхугольник окружность можно, если суммы противоположных сторон четырёхугольника равны.
-6
  • Любой правильный многоугольник можно вписать в окружность и описать вокруг окружности.

3. Практическая часть.

  • Теперь рассмотрим примеры задач на описанные правила.
-7
  • Мы помним, что окружность имеет градусную меру в 360 ° . И дуги, составляющие её относятся как 9:11. Соответственно складываем эти значения и получаем одну часть отношения в 18 ° , как на картинке. В итоге получаем в ответе 162 ° .
-8
  • Здесь вспоминаем про связь вписанных углов и дуг, на которые они опираются.
  • Помним, что диаметр делит окружность на дуги по 180 ° .
  • Видим, что искомый угол и известный (вписанные) описаются на дуги, которые как раз составляют 180 ° . Находим длину дуги из известного угла.
  • Затем находим вторую дугу и угол, который нам нужен.
-9
  • Первым делом строим радиус из центра окружности до точки пересечения с касательной к ней. Угол АВО будет прямым (по рассмотренным свойствам) и мы получим прямоугольный треугольник откуда по теореме Пифагора легко найдём радиус окружности.
-10
  • В данном случае мы можем заметить, что дугу, на которую опирается больший известный угол составляют две дуги, на которые опираются меньший известный угол и искомый угол. (Они все вписанные).
  • Можно было бы разбирать эту задачу через дуги, но мы понимаем, что раз две дуги составляют третью, то и соответствующие два угла будут составлять третий. Поэтому в одно действие находим неизвестный угол.

Спасибо за прочтение статьи. Если вы нашли ошибку, остались вопросы или у вас есть задачи на данную тему, которые вы не можете решить, напишите в комментарии.

Пожалуйста, оцените статью лайком, если материал был понятен и полезен.

Все примеры задач взяты с официального сайта для подготовки к ОГЭ "Сдам ГИА".