Стереотипный образ японской женщины - покорная и смиренная. Но под это описание явно не подходит героиня сегодняшней статьи Комако Кимура, первая суфражистка Японии.
Комако родилась в Токио 29 июля 1887 года. Это эпоха Мэйдзи - Япония только открылась для внешнего мира после долгого периода Эдо. С ранних лет она изучала искусство - с трёх лет танцевала буё (традиционный японский танец), а с пяти занималась в кабуки (традиционный японский театр). Когда ей было восемь, отец потерял много денег, из-за чего был вынужден уехать работать в Тайвань. Чтобы поддержать свою семью, Комако присоединилась к актёрской труппе в Кумамото. Позднее она пошла в школу, где познакомилась с трудами Гёте, Байрона, Оскара Уайлда, а также узнала о Эллен Кей - шведской феминистке, что в дальнейшем сильно на неё повлияло.
Социальную деятельность Комако начала в 1912 году, основав движение "Ассоциация Новых Женщин" (по-японски shin-shinfujinkai) с Нисикава Фумито и Миязаки Мицуко, несмотря на их абсолютно разные личности. Вместе они создали серию лекций и начали издание журнала, озаглавив их как "Новые Настоящие Женщины". Первая лекция, прочтённая Комако в 1913 году называлась "Любовь к Себе и Самореализация Для Женщин". Целью движения было не только бороться за равные права на бумаге, но и объяснить женщинам, что они должны быть самостоятельными, образованы не хуже мужчин, и принимать решения касательно своей жизни сами, не обращаясь к мужьям, братьям и отцам. В 1918 году издание "Новой Настоящей Женщины" было приостановлено правительством К тому времени она уже шесть лет боролась за эмансипацию женщин в Японии, но, к сожалению, безрезультатно. Была проблема с финансированием, но ещё хуже то, что государство и общество совсем не поддерживали её идеи. Темы, поднимаемые в журнале, были слишком радикальны, так как они критиковали институт брака. В то время молодых японок всё ещё выдавали замуж без их согласия. Это была особенно важная тема для Комако, ведь она сама почти пережила подобное, ей удалось сбежать до начала свадьбы.
В 1917 году Комако посетила США, чтобы вдохновиться американскими женщинами, которых она почитала за то, что те используют макияж и одежду для самовыражения. Она осуждала японское общество за то, что оно нарушает комфорт женщин, заставляя их больше часа тратить на то, чтобы одеться и заплести волосы. Японская одежда того времени была очень некомфортной и сковывала движения девушек.
Закрытие журнала также отразилось на лекциях. Комако более не разрешалось проводить публичные мероприятия. В ответ на действия правительства Кимура написала пьесу «Невежество», которую поставила самостоятельно и сыграла главную роль. Конечно, люди с верхов не одобрили действия суфражистки, и посоветовали ей вернуться к ролям кротких женщин, иначе они грозились закрыть её театры. Но Комако не хотела их слушать, и в знак протеста организовала свободный вход на все постановки в её заведениях. Её арестовали. На суде она очень удачно выступила в качестве собственной защиты, благодаря чему обрела огромную известность по всей Японии.
После окончания судебных разбирательств, Комако с мужем Хидео переехали в Америку, где прожили восемь лет. Они демонстрировали американцам японские боевые искусства и религиозные церемонии. Комако продолжала актёрскую карьеру и борьбу за равенство. В 1925 семья снова вернулась в Америку.
Речи, статьи и постановки Комако являются неотъемлемой частью японского движения за равенство полов. В 1945 году японские женщины наконец-то получили право голосовать. Идеи этой невероятно прогрессивной для своего времени и страны женщины обсуждаются и по сей день.
Больше о жизни Комако Кимура и о других женщинах, оставивших большой след в истории, вы можете узнать в моём телеграм канале: https://t.me/komako_ki