Найти тему

По следам Рязанско-Владимирской УЖД.

Пост изначально делался мной для группы МЦК. 👀

Пригородный поезд Владимир-Тумская - это пара сидячих вагонов под тепловозом.
Пригородный поезд Владимир-Тумская - это пара сидячих вагонов под тепловозом.

Начало весны - время вернуться в позднюю осень прошлого года, и сегодня мы поговорим о так называемой Мещерской магистрали, от которой остался лишь один участок, освоенный мной в надежде обнаружить не только узкоколейку, но и затерявшийся в пути до Первопрестольной снег: да, минувшая зима не баловала нас солнечными или снежными днями.

Нужный поезд на ст. Владимир-Пассажирский.
Нужный поезд на ст. Владимир-Пассажирский.

Ни первое, ни второе найдено не было, и в Москву я привезла лишь воспоминания о русской глубинке и пару магнитиков. Немного расскажу о том, как это было.

Пейзажи вокруг одноколейки между Владимиром и Тумской.
Пейзажи вокруг одноколейки между Владимиром и Тумской.

Места, где сходятся три региона – Московская, Рязанская и Владимирская области – известны не только лесами Мещеры, но и узкоколейными железными дорогами. Одна из них соединяла Шатуру с небольшими населенными пунктами, где велись торфоразработки (увы, я спохватилась немного поздно, и сейчас там, кроме одноименной с городом станции Казанского направления, и смотреть нечего), другая протянулась чуть больше чем на 200 км между Владимиром и Рязанью. 

Ещё немного пейзажей. Кажется, это уже Гусь-Хрустальный.
Ещё немного пейзажей. Кажется, это уже Гусь-Хрустальный.

Некогда на Рязанско-Владимирской УЖД была более чем насыщенная жизнь, но к настоящему времени от нее не осталось ровным счетом ничего, кроме линии Владимир-Тумская – участка, перешитого на стандартную колею 1520 мм еще в 1920-х годах. Именно здесь тепловоз с парой пассажирских вагонов совершает по два рейса в сутки в каждую сторону, что слегка упрощает жизнь как жителям Гуся-Хрустального, так и жителям небольших деревень, не имеющим транспортной альтернативы (автомобили есть не у всех!), но желающим попасть в столицу региона. Кстати, жителям вышеупомянутого города до Москвы можно добраться от станции Нечаевская, что между Черустями и Вековкой. Но, кажется, с попаданием на нее нужно пройти квест “поймай частника либо дождись редкий поезд из Владимира”. Странное удовольствие, но когда я ездила на Вековку в чисто туристических целях, именно на Нечаевской большинство пассажиров покинуло состав.

Ст. Тумская. Табличка с расписанием как бы намекает: пригородных поездов здесь - всего две пары в сутки.
Ст. Тумская. Табличка с расписанием как бы намекает: пригородных поездов здесь - всего две пары в сутки.

Время в пути от Владимира до Тумы, расположенной уже в Рязанской области, – около трех часов, и путь лежит по неэлектрифицированной одноколейке сквозь густые леса и болота, среди которых изредка возникают остановочные пункты или станции, а также небольшие деревни. К слову, в лучшие времена Рязанско-Владимирская магистраль была соединена с линией Рязановка-Кривандино, о которой мы уже рассказывали летом. Но, увы, впоследсвтии этот участок канул в Лету, как и остальные: что-то оказалось ненужным, что-то – нерентабельным…

Музей, состоящий из локомотива, пары вагонов и одного пути.
Музей, состоящий из локомотива, пары вагонов и одного пути.

На самой станции Тумская есть несколько вагонов и локомотив, стоящие на остатке пути шириной 750 мм. Это то, что напоминает о поистине легендарной сети узкоколейных железных дорог региона.

Остатки былой ужд-роскоши и вагон поезда, доставивший меня в Туму.
Остатки былой ужд-роскоши и вагон поезда, доставивший меня в Туму.

Грустно, конечно, но... Но вскоре я обещаю вернуться с чем-нибудь более традиционным, продолжив рассказы о тайной жизни на МЖД. 

Наш локомотив, низкая платформа при четвёртом пути и водонапорная башня.
Наш локомотив, низкая платформа при четвёртом пути и водонапорная башня.