ПРОДОЛЖЕНИЕ
– Действительно, часть наиболее ценных экспонатов управляющий, видимо, всё-таки успел спрятать. Так как они исчезли просто бесследно. И до сих пор об их местонахождении абсолютно ничего не известно. Но остальная часть и, заметьте, гораздо большая, была всё же захвачена русскими войсками. Все эти ценности были изъяты и довольно подробно описаны. Занимался этим генерал Тучков. Кстати, вскоре после этого разразился грандиозный скандал, главным участником которого был как раз этот самый генерал. Его обвиняли в присвоении части ценностей Несвижского замка. Или, если быть совсем точной, – Вера Васильевна зашуршала бумагами, – формулировка звучала так: …Генерал-майор Тучков был отставлен от армейской службы в январе 1813 года по обвинению в самовольной конфискации драгоценностей и прочих ценностей, принадлежащих князю Доминику Радзивиллу, с подозрениями в корыстолюбии…
Впоследствии вся карьера этого прославленного в боях генерала окончательно покатилась под откос. У меня сохранилась даже копия письма генерала Тучкову Военному министру князю Горчакову, датированного 28 мая 1813 года. Вот, если интересно, можете взглянуть. Документ достаточно любопытный.
Я взяла в руки пожелтевший лист бумаги и пробежала глазами. Речь шла исключительно о заслугах генерала Тучкова перед Отечеством, – я вернула документ Вере Васильевне.
– Но та картина, о которой мы говорим, по каким-то причинам не вошла в составленную генералом опись? – предположила я.
– На самом деле сейчас трудно что-либо утверждать определённо, но я при всех своих стараниях не смогла найти интересующий вас предмет в документах, относящихся к этому периоду. Причем несмотря на то, что в архиве Эрмитажа существует целый корпус документов, касающихся поступления экспонатов из Несвижского замка. Там в своё время я нашла подробные описи содержимого сундуков, вывезенных из замка и доставленных в Эрмитаж. Так вот, по данным Министерства Императорского двора, а именно Придворной Конторы 2-ой Экспедиции в Санкт-Петербурге, в Реестре вещей, поступивших из кабинета Его Величества из числа взятых из Несвижского замка и предназначенных для дальнейшего хранения в Эрмитаже, этот портрет не значится. Не обнаружила я портрет Эльжбеты и в «Кратком перечне предметов», изъятых адмиралом Чичаговым в 1812 году из сокровищницы князей Радзивиллов в Несвиже. Так что сейчас уже с полной уверенностью можно утверждать, что в Императорском Эрмитаже среди вещей, которые когда-то были взяты из замка Радзивиллов, интересующей вас картины не было. Впрочем, вполне может быть, что этот портрет вообще остался в Несвиже. Я пыталась выяснить и это. Но, – старушка, – развела руками, – всё тщетно. И главная причина моей неудачи была в том, что во время войны, я имею в виду уже вторую Отечественную, а именно в 1942 году, остатки Несвижского архива, хранившиеся в то время в Минске, были вывезены немцами в Вильнюс, в Прибалтику. Где также благополучно исчезли.
– А что конкретно было изображено на том портрете, известно? Ну, конечно, кроме самой Лизы? – спросила я, почувствовав невероятную усталость.
– Я, как вы понимаете, сама портрет, конечно же, не видела, но в сохранившихся хрониках того времени, а именно в описании помещений Несвижского замка, датируемом .... сказано, – бабуля опять зашелестела бумагами, – вот нашла: «... на портрете кисти художника Одерихи из Хвастовичей сидит на простом деревенском стуле красавица Эльжбета. Лиловое платье персидского шелка водопадом струится по стройным ногам... – так, это не важно, – пропустила Вера Васильевна часть текста, – а, вот, нашла: Утреннее солнце, пробивающееся сквозь окно, ласкает её тонкую шею, играя золотом на константинопольской святыне...» – Вот, собственно, и все. Девушка в лиловом платье. Как вы сами только что слышали, об ожерелье сказано совсем просто – «константинопольская святыня». Без всяких подробностей. Правда, справедливости ради нужно отметить, что 16 октября 1747 года князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька» подписал контракт с известным в те времена гравёром, которого звали Гирш Лейбович, на создание им большой галереи из целых 90 портретов представителей рода Радзивиллов, которую мастер закончил в 1756 году. Гирш создавал гравюры на медных пластинах по уже существующим портретам. Возможно, что и с портрета Эльжбеты в то самое время Лейбович также сделал гравюру, но точных сведений об этом, увы, не сохранилось.
– А вы уверены, что в этом документе идёт речь именно об этом колье? – усомнилась я.
– Безусловно. Поскольку доподлинно известно, что Ян по прозвищу «Бородатый» был в Константинополе только один раз в своей жизни. Да и вскоре, в довольно молодом возрасте, Эльжбета умерла...
– Кстати, Вера Васильевна, вы как исследователь рода Радзивиллов должны это знать. Не знаю, даже как и спросить...
– А вы, деточка, спрашивайте прямо. Не стесняйтесь.
– Скажите, а что вы думаете о призраке Барбары в Несвижском замке? Это действительно факт или все же только красивая легенда?
– Призрак Барбары Радзивилл? В Несвижском замке? – несказанно удивилась старушка. – Деточка, ну что касается привидения, то оно действительно существует в Несвиже. Но почему вы решили, что это именно княгиня Барбара бродит по залам замка? Выбросьте эту глупость из головы! И немедленно! В Несвиже обитает вовсе не призрак Барбары. Можете мне поверить – «Чёрная дама» рода Радзивиллов – это княгиня Анна Катаржина Сангушко. И то, по многочисленным свидетельствам самих Радзивиллов, является привидение исключительно членам княжеской фамилии и только для того, чтобы предупредить о смертельной опасности. Простому же люду оно никогда не являлось.
– Вот это новость! – воскликнула я. – А как же тогда быть со всеми этими страшными Несвижскими легендами?
– Сказки, господа. Сказки для туристов и не более того. А если серьёзно, то ещё в 1996 году это подтвердила при посещении своего родового замка княгиня Изабелла Радзивилл. И об этом факте, кстати, упоминается в работе известного Несвижского краеведа Клавдии Яковлевны Шишигиной. Вам следовало бы внимательно ознакомиться с её исследованиями. Вот так-то, друзья мои. И потом, если вы просто сопоставите некоторые общеизвестные даты, то сами убедитесь в моей правоте. Барбара Радзивилл умерла за тридцать лет до того, как был заложен Несвижский замок.
– Ну, допустим, что это так. И последний вопрос: скажите, а может этот призрак убить человека?
– Что вы! Конечно же нет! Призрак Анны Сангушко совершенно безобиден. Можете быть в этом абсолютно уверены.
Я вопросительно посмотрела на Суходольского. Он понял меня без слов и еле заметно кивнул. И я решилась.
(relicbook.art)
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Читайте предыдущие части детективного триллера "Сэлфи со смертью, или Призрак черной панны"
часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19, часть 20, часть 21, часть 22, часть 23, часть 24, часть 25, часть 26, часть 27, часть 28, часть 29, часть 30, часть 31, часть 32, часть 33, часть 34, часть 35