Найти тему

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОДБОРКА.СБОРНИК №10.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОДБОРКА.СБОРНИК №10.

Сегодня в нашей литературной рубрике мы закончим знакомиться с книгами, входящими в собрание сочинений Владимира Семёновича Высоцкого из 11 томов, выпущенного в 2012 году издательством “Амфора” и кинокомпанией “Дирекция Кино”. Третья часть обзора охватывает тома 9-11. Напомню, что каждая книга снабжена CD с песнями, тематически входящими в данный том.

Кто пропустил, но хочет ознакомиться с обзором томов 1-4, читайте “Литературную подборку. Сборник №8” тут –  http://rockvkadre.ru/literaturnaya-podborka-sbornik-8/

А обзор томов 5-8 тут – http://rockvkadre.ru/literaturnaya-podborka-sbornik-9/

В качестве бонуса представлена книга о последнем полугодии жизни Высоцкого

Высоцкий Владимир – “Книга 9. Не кричи нежных слов, не кричи…”  Амфора, 2012

Стихотворения и песни Владимира Высоцкого, вошедшие в эту книгу, складываются в своего рода семейный альбом. Друзья юности, добрые приятели, творческие знакомства и товарищеские привязанности, которые поэт пронес через всю жизнь, – все они вновь оживают в строчках его стихов и песен. Отдельный блок составляют тексты, посвященные Марине Влади, а также лирические произведения Высоцкого. Все тексты снабжены комментариями, цитатами, уточнениями. Много фотографий.

В книге 3 раздела. Раздел 1  “Друзьям” вмещает в себя стихи и песни для друзей и о друзьях. Например, “Большой Каретный”. Вот что Высоцкий говорил о ней:

Когда я начинал писать свои песни, я предполагал их писать для очень маленькой группы своих близких друзей. Мы жили в Москве много лет тому назад, в квартире в Большом Каретном переулке, у моего друга, у Лёвы Кочаряна, в течение полутора лет. Там хорошая компания собиралась, там бывал часто и с нами вместе провёл эти годы Вася Шукшин, Тарковский Андрей,  и многие другие. Тогда выработалась такая манера дружественная, раскованная, непринужденная, я чувствовал себя свободно, потому что это были мои близкие друзья — я знал, что всё, что я им буду петь и рассказывать, им интересно. В общем, эти песни, я думаю, стали известны именно из-за того, что у них такой вот дружеский настрой, желание что-то рассказать, вот так, друзьям

Или, например, песня “Мой друг уехал в Магадан”, посвящённая Игорю Кохановскому, другу и однокласснику Владимира Семёновича. Он бросил в Москве работу инженера-строителя, и уехал в 1964 году в Магадан. С 1965 по 1968 годы работал в газете «Магаданский комсомолец», затем был старателем на Чукотке.

Или песня “Возьмите меня в море”, посвящённая друзьям-морякам.

Второй раздел “Рассказы о Любви” включает лирические песни, как посвящённые конкретным женщинам, так и о любви в общем. “Нейтральная полоса”, “Она была в Париже”, “Баллада о любви” – подлинные шедевры тематики. Отдельно хочу сказать о четырёхчастной истории любви относительно истории человечества. “Про любовь в каменном веке”,  “Семейные дела в Древнем Риме”,”Про любовь в Средние века”,
“Про любовь в эпоху Возрождения” рассказывают с огромной долей юмора как всё было с любовью у предков.

Третий раздел “Лирика”. Песни о любви. Любви к женщинам. Его женщинам. Много песен, посвящённых Марине Влади,  в том  числе про которые не скажешь, что именно ей. Например, я для себя открыл, что таковой является знаменитая “Здесь лапы у елей дрожат на весу…”.

Эта ночь для меня вне закона,
Я пишу — по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона —
Я набираю вечное ноль семь.
«Девушка, милая, как вас звать?» — «Тома.
Семьдесят вторая». Жду, дыханье затая…
«Быть не может, повторите, я уверен — дома!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Эта ночь для меня вне закона,
Я не сплю — я прошу: «Поскорей!..»
Почему мне в кредит, по талону
Предлагают любимых людей?
«Девушка, слушайте! Семьдесят вторая!
Не могу дождаться, и часы мои стоят…
К дьяволу все линии — я завтра улетаю!..
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Телефон для меня — как икона,
Телефонная книга — триптих,
Стала телефонистка мадонной,
Расстоянье на миг сократив.
«Девушка, милая! Я прошу: продлите!
Вы теперь как ангел — не сходите ж с алтаря!
Самое главное — впереди, поймите…
Вот уже ответили. Ну здравствуй, это я!»
Что, опять поврежденье на трассе?
Что, реле там с ячейкой шалят?
Мне плевать: буду ждать — я согласен
Начинать каждый вечер с нуля!
«Ноль семь, здравствуйте! Снова я». — «Да что вам?» —
«Нет, уже не нужно — нужен город Магадан.
Не даю вам слова, что звонить не буду снова,
Просто друг один — узнать, как он, бедняга, там…»
Эта ночь для меня вне закона —
Ночи все у меня не для сна.
А усну — мне приснится мадонна,
На кого-то похожа она.
«Девушка, милая! Снова я». — «Да что вам?» —
«Не могу дождаться — жду дыханье затая…
Да, меня!.. Конечно, я!.. Да, я!.. Конечно, дома!» —
«Вызываю… Отвечайте…» — «Здравствуй, это я!»

Высоцкий Владимир – “Книга 10. Каюсь! Каюсь! Каюсь!” Амфора, 2012

-2

В этой книге, как в зеркале, отражены все ипостаси личности Владимира Высоцкого – его творческое кредо как автора-исполнителя, воспоминания о детстве и юности, когда сформировались жизненные взгляды поэта, и “история болезни”, на горьких страницах которой кровоточит его израненная душа. Все тексты снабжены комментариями, цитатами, уточнениями. Много фотографий.

В этой книге также 3 раздела. Первый “Credo”  представляет песни и стихи, где Высоцкий обнажает свою душу перед слушателями, где даёт понять, что он не приемлет, а что ему очень близко. Здесь собраны такие  стихи и песни как “Я не люблю”, “Певец у микрофона”, “Мой Гамлет” и другие.

Второй раздел “Личное дело”. Здесь много песен биографических – о детстве и юности, о концертах и том, что вокруг них. “Баллада о детстве”, “Зарисовка о Ленинграде”, “Не могу ни выпить, ни забыться…”, “И не пишется, и не поется…”, “Мой черный человек в костюме сером…”  типичные песни этого  раздела.

Третий раздел “Скорбные листы” рассказывает о больничных похождениях Высоцкого. Понимая, что он болен, он пытался лечиться, чтобы сделать как можно больше в творческом плане, вновь срывался , и вновь лечился. Алкоголизм и наркомания – имя этих болезней. Но он боролся с ними. И как это было рассказывает нам, честно, без вранья. В этом разделе такие произведения как трилогия “История болезни”, стихотворение “Палата наркоманов”, песня  “Ядовит и зол, ну словно кобра я…” и другие.

И не пишется, и не поётся,
Струны рву каждый раз, как начну.
Ну а если струна оборвётся —
Заменяешь другою струну.
И, пока привыкнешь к новой,
Иссекаешь пальцы в кровь:
Не звучит аккорд басовый,
Недостаточно верхов.
Но остались чары —
Брежу наяву,
Разобью гитару,
Струны оборву,
Не жалею глотки
И иду на крест —
Выпью бочку водки
За один присест.

 Высоцкий Владимир – “Книга 11. Вот и сбывается все, что пророчится…” Амфора, 2012

-3

В этот том включены произведения для театра и кино.

В первом разделе “Песни к спектаклям” помещены произведения для спектаклей “Театра на Таганке”  “Десять дней, которые потрясли мир”, “Последний парад”, “Свой остров”, “Необычайные приключения на волжском пароходе”, Часто Владимир Семёнович исполнял их и на концертах, особенно “Свой остров”.

Второй раздел “Песни для кино” включает произведения для кинофильмов “Интервенция”, “Хозяин тайги”, “Опасные гастроли”, “Дела давно минувших дней”, “Единственная дорога”, “Бегство мистера Мак-Кинли”, “Иван да Марья”, “Одиножды один”, “Стрелы Робин Гуда”, “Вооружен и очень опасен”, а также три песни братьям Вайнерам, которые хоть и не вошли в кино, но были в тему, ведь познакомился он с ними при подготовке к съёмкам фильма “Место встречи изменить нельзя”. Песни Высоцкого органично выглядят в данных кинокартинах, и фильмы в свою очередь уже не воспринимаются без этих песен.

Отдельная история с фильмом “Стрелы Робин Гуда” и песнями для него. Предполагалось, что роль шута будет исполнять Высоцкий. В силу обстоятельств  он не смог сниматься в этом фильме. В результате её сыграл  Юрий Каморный. Специально для фильма Владимиром Высоцким были написаны шесть баллад:

1.Баллада о времени («Замок временем срыт и укутан, укрыт…»)

2.Баллада о вольных стрелках («Если рыщут за твоею…»)

3.Баллада о ненависти («Торопись! Тощий гриф над страною кружит…»)

4.Баллада о коротком счастье («Трубят рога: скорей! скорей!…»). Она же “Баллада о двух погибших лебедях”

5. Баллада о Любви («Когда вода Всемирного потопа…»)

6.Баллада о борьбе («Средь оплывших свечей и вечерних молитв…»)

В данном томе размещены 1,2,3 и 6, а 4 и 5- в книге 9 “Не кричи нежных слов, не кричи…”

Также, в первоначальную редакцию фильма не вошёл текст Высоцкого «В забавах ратных целый век…».

В рекомендации сценарной редколлегии  Госкино СССР директору Рижской киностудии Генриху Лепешко от 9 декабря 1975 года, в частности, говорилось, что “…характер исполнения баллад актёром В. Высоцким глубоко чужероден теме фильма и характерам его героев, «обилие вышеуказанных „зонгов“, бедных по музыкальному материалу, претенциозных по смыслу и однообразных по манере их подачи, создаёт ощущение ритмической затянутости фильма, недопустимой в произведении романтическо-приключенческого жанра.”

По рекомендации Госкино для фильма было создано новое музыкальное сопровождение. Поэт  Лев Прозоровский написал две баллады («Над землёй много белых птиц…» и «Когда к твоей мошне дырявой…») на музыку Раймонда Паулса. В прокат пошла именно эта версия фильма.

В 1982 году четыре баллады Высоцкого были использованы в фильме того же режиссёра (Сергея Тарасова) «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», где роль Робина Гуда также исполнил Борис Хмельницкий. «Баллада о двух лебедях» и «Баллада о ненависти» не были включены из-за несоответствия сюжету.

В 1987 году к 50-летию Владимира Высоцкого на центральном телевидении был показан первоначальный «режиссёрский» вариант фильма с его песнями.

Вот твой билет, вот твой вагон —
Всё в лучшем виде: одному тебе дано
В цветном раю увидеть сон —
Трёхвековое непрерывное кино.
Всё позади — уже сняты
Все отпечатки, контрабанды не берём;
Как херувим стерилен ты,
А класс второй — не высший класс, зато с бельём.
Вот и сбывается всё, что пророчится,
Уходит поезд в небеса — счастливый путь!
Ах! как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Земной перрон… Не унывай!
И не кричи — для наших воплей он оглох.
Один из нас уехал в рай,
Он встретит Бога, если есть какой-то Бог.
Он передаст Ему привет,
А позабудет — ничего, переживём:
Осталось нам немного лет,
Мы пошустрим и, как положено, умрём.
Вот и сбывается всё, что пророчится,
Уходит поезд в небеса — счастливый путь!
Ах! как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Не всем дано поспать в раю,
Но кое-что мы здесь успеем натворить:
Подраться, спеть… Вот я — пою,
Другие — любят, третьи — думают любить.
Уйдут, как мы, в ничто без сна
И сыновья, и внуки внуков в трёх веках…
Не дай Господь, чтобы война,
А то мы правнуков оставим в дураках.
Вот и сбывается всё, что пророчится,
Уходит поезд в небеса — счастливый путь!
Ах! как нам хочется, как всем нам хочется
Не умереть, а именно уснуть.
Тебе плевать, и хоть бы хны:
Лежишь, миляга, принимаешь вечный кайф.
Что до меня — такой цены
Я б не дал даже за хороший книжный шкаф.
Разбудит вас какой-то тип
И впустит в мир, где в прошлом войны, вонь и рак,
Где побеждён гонконгский грипп.
На всём готовеньком ты счастлив ли, дурак?
Ну а пока — звенит звонок.
Счастливый путь! Храни тебя от всяких бед!..
И если там и вправду Бог,
Ты всё же вспомни — передай Ему привет.

Мы закончили обзор одиннадцатитомника Владимира Семёновича Высоцкого. А в качестве бонуса предлагаем следующую книгу. Её также можно найти в книжных интернет-магазинах. Да и текст в свободном доступе также в сети Internet есть.

Валерий Перевозчиков – Правда смертного часа. Посмертная судьба.    Политбюро, 2000

-4

Валерий Перевозчиков известен своими книгами о Владимире Высоцком, в которых содержится много интересного биографического материала. Книга состоит из двух частей.  “Правда смертного часа” – рассказ о последних шести месяцах жизни замечательного барда, поэта, актера устами хорошо знавших его людей. “Посмертная судьба” – попытка осмыслить друзьями и близкими масштаб личности В.Высоцкого уже после его смерти.

Книга очень увлекательная, читается легко. Хотя речь в ней о страшных вещах – о болезни Высоцкого, о наркомании, о ломках, об ужасном поведении великого человека. О том как родные и близкие пытались вытащить его  из всего этого. О том насколько трудно Владимиру Семёновичу было работать  в театре, на концертах. О живой, мятущейся душе, наконец. Страшно и интересно.

Вторая часть по сути воспоминания друзей и близких. После смерти и спустя время.

9 или 10 января из Москвы улетает Марина Влади. Она еще ничего не знает о болезни, Высоцкий умеет скрывать. Но говорить о наркотиках придется (заранее прошу прощения у всех, кого это заденет или обидит, а особенно у тех, кому это может причинить боль). Потому что без этого многие события будут просто непонятны… Кстати, совсем недавно выяснилось, что близкие друзья В. В. после его смерти договорились ничего и никому не говорить о наркотиках. Впервые об этом написала Марина Влади и рассказала, по-моему, сдержанно и тактично. Итак, в середине января 1980 года Марина улетает из Москвы, чтобы вернуться сюда поздно вечером 25 июля…
После 10 января (точная дата неизвестна) из больницы выписываются Абдулов и Янклович. После их выписки Высоцкий дает концерт для персонала Первой Градской больницы.
В. Шехтман: «Я сидел в коридоре, а там такая акустика потрясающая… И Володя так пел, что у меня мурашки по коже».
По всей вероятности, об этом концерте Высоцкий вспоминает 25 февраля во время выступления в «Олимпийской поликлинике»:
«…Вы знаете, как приятно в больнице петь, а не лежать! Когда смотрю на белые халаты, которые сидят в зале, у меня просто сердце радуется, потому что я неоднократно видел их наоборот — из положения лежа. Нет, правда, — я с удовольствием всегда в больницы езжу выступать. Сейчас у меня такое турне по больницам. В некоторых больницах я по разным отделениям даже ухитрился пробежаться. Где друзья лежат мои, там я пою, чтобы их лучше лечили. Пока удается, все вышли, живут».

Подборка подготовлена Евгением Бунтовым.

Фото – обложки книг.

Сайт портала "Рок в кадре и не только"