Недавно мне в руки попала серия из 4 книг под общим названием: "Лучшие музыкальные альбомы", где в удобной форме представлены самые продаваемые записи четырёх десятилетий (с 1960 по 2000 год). Полезная во многих отношениях информация, наглядно иллюстрирующая колоссальные изменения, коим подвергся музыкальный рынок и вкусы потребителей за четыре самых активных и прибыльных музыкальных декады.
"Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство"
Если шестидесятые и семидесятые годы - это расцвет психоделики, арт-рока, хард-рока и панка, то с начала 80-х мы видим неуклонный взлёт интереса к поп-музыке. Если известное заявление Леннона о том, что Beatles стали популярнее Иисуса, в 1966 году вызвало резко негативную реакцию со стороны многочисленных поклонников Христа, то в 1990 это уже никого не смущало. Несмотря на то, что "продюсеры Христа" люди весьма влиятельные и занимают видное положение в мире, с популярностью главной рок-звезды Христианства, Milli Vanilli могли бы успешно поспорить.
Если коммерческий успех до эры MTV был гарантирован в основном только высококачественному материалу, а группы зарабатывали свою популярность, давая многочисленные концерты, то в 80-х количество проходных, часто ярких и прилипчивых, но пустых альбомов резко возросло, а в 90-х стало принимать клинический характер.
Схожая ситуация замечена и на близком нам рынке российско-советского кинематографа. Вот первая тридцатка самых кассовых кинолент, показываемых в СССР (т.е. посещаемых фильмов). Цифры после скобок - это количество зрителей в миллионах.
1. Пираты XX века (1980) - 87,6
2. Москва слезам не верит (1980) - 84,5
3. Бриллиантовая рука (1969) - 76,7
4. Кавказская пленница (1967) - 76,54
5. Свадьба в Малиновке (1967) - 74,64
6. Экипаж (1980) - 71,1
7. Операция "Ы" и другие приключения Шурика (1965) - 69,6
8. Всадник без головы (1973) - 68,6
9. Щит и меч. 1 серия (1968) - 68,3
10. Щит и меч. 2 серия (1968) - 66,3
11. Новые приключения неуловимых (1969) - 66,2
12. А зори здесь тихие... (1973) - 66
13. Человек-амфибия (1962) - 65,5
14. Джентльмены удачи (1972) - 65,02
15. Табор уходит в небо (1976) - 64,9
16. Калина красная (1974) - 62,5
17. Афоня (1975) - 62,2
18. Корона Российской империи, или снова неуловимые (1973) - 60,8
19. Иван Васильевич меняет профессию (1973) - 60,7
20. Мачеха (1974) - 59,4
21. Служебный роман (1978) - 58,4
22. Война и мир. 1 серия "Андрей Болконский" (1966) - 58,3
23. Судьба (1978) - 57,8
24. Русское поле (1972) - 56,2
25. Освобождение. Фильмы первый и второй. (1970) - 56
26. Спортлото-82 (1982) - 55,2
27. Женщина, которая поет (1979) - 54,9
28. Сильные духом (1968) - 54,9
29. Маленькая Вера (1988) - 54,9
30. Неуловимые мстители (1967) - 54,5
Среди них есть, конечно, откровенно развлекательные, рассчитанные на молодёжную аудиторию, например: "Пираты XX века", "Бриллиантовая рука", "Операция "Ы" и другие приключения Шурика", "Человек-амфибия", "Неуловимые мстители" и т.д. Но большинство из них давно причислены к советской кино-классике. А такие фильмы, как: "Москва слезам не верит" (премия Оскар), "Щит и меч", "А зори здесь тихие..." (номинация на Оскар), "Калина красная" (премия берлинского кинофестиваля), "Мачеха", "Война и мир" (Оскар) признаны мастерскими работами во всём мире и считаются национальной гордостью нашего народа.
Следующий список: "Лидеры российского проката с 1991 по 2020 год". Первые пятьдесят позиций. Для определения примерного размера аудитории нужно кассовые сборы разделить на 8 (для фильмов до 2014) и на 4 после 2014 года.
1 Аватар (2009) $119 903 638
2 Пираты Карибского моря: На странных берегах (2011) $63 670 033
3 Движение вверх (2017) $53 900 000 (12,4 миллиона зрителей)
4 Сталинград (2013) $51 800 000
5 Шрэк навсегда (2010) $51 563 536
6 Кот в сапогах (2011) $50 585 502
7 Ледниковый период 4: Континентальный дрейф (2012) $49 949 934
8 Ирония судьбы. Продолжение (2007) $49 918 700
9 Холоп (2019) $49 800 000 (12 миллионов зрителей)
10 Мадагаскар 3 (2012) $48 921 000
11 Мстители. Финал (2019) $47 450 000
12 Король Лев (2019) $47 100 000
13 Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны (2011) $45 192 675
14 Трансформеры. Эпоха истребления (2014) $45 192 675
15 Ледниковый период 3: Эра динозавров (2009) $45 176 281
16 Хоббит: Пустошь Смауга (2013) $44 950 000
17 Железный человек 3 (2013 $44 507 708
18 Хоббит: Нежданное путешествие (2012) $43 846 779
19 Мстители (2012) $43 412 056
20 Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2 (2012) $42 816 364
21 Алиса в стране чудес (2010) $42 134 640
22 Мадагаскар 2 (2008) $40 665 152
23 Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки (2017) $40 500 100
24 Зверополис (2016) $39 660 000
25 Ёлки 3 (2013) $38 100 000
26 Стражи Галактики (2014) $37 900 000
27 Малефисента (2014) $37 850 000
28 Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II (2011) $37 185 546
29 Люди в черном 3 (2012) $36 630 544
30 2012 (2009) $36 626 308
31 Т-34 (2018) $36 220 000 (9 миллионов зрителей)
32 Тор 2: Царство тьмы (2013) $35 840 000
33 Малефисента: Владычица тьмы (2019) $35 340 000
34 Форсаж 7 (2015) $35 070 000
35 Гадкий я 2 (2013) $34 900 000
36 Мстители: Война бесконечности (2018) $34 800 000
37 Вий 3D (2014) $34 600 000
38 Адмиралъ (2008) $34 518 207
39 Тайная жизнь домашних животных (2016) $34 340 052
40 Форсаж 6 (2013) $34 300 000
41 Холодное сердце 2 (2019) $34 025 000
42 Ной (2014) $34 000 000
43 Мстители: Эра Альтрона (2015) $33 850 000
44 Холодное сердце (2013) $33 780 000
45 Джон Картер (2012) $33 370 000
46 Веном (2018) $32 750 000
47 Дневной дозор (2005) $32 000 000
48 Кунг-фу Панда 2 (2011) $31 840 000
49 Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1 (2011) $31 725 000
50 Три богатыря на дальних берегах (2012) $31 500 000
Выводы
Во-перых, в списке представлены в основном развлекательные фильмы, среди которых можно с большой натяжкой выделить: "Адмиралъ" и "Т-34". А "Легенда №17", пожалуй, единственное достойное творение россиян, не попало в 50 самых кассовых фильмов, заняв только 57 место.
Мы можем наглядно убедиться, что современный зритель предпочитает исключительно развлекательноe кино, сиквелы и зарубежный материал. "Ирония судьбы. Продолжение", "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 2 ", "2012", "Дневной дозор", "Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1", "Три богатыря на дальних берегах" и "Форсаж" - это низкосортный шлак, рассчитанный на умственно неполноценных взрослых и вполне нормальных маленьких детей.
Во-вторых, "Двенадцатая ночь" (1955) - фильм, занимающий 250 место в советском кинопрокате, посетило 30 миллионов человек, т.е. в два раза больше, чем Аватар - абсолютного лидера российского кинопроката. Билет в кино в СССР стоил от 30 до 50 копеек, что при средней зарплате 130 рублей, дает 260 теоретических походов в кино в месяц на одного человека. Если средняя зарплата в России 25 000 рублей, а билет в кино стоит около 200, то это дает 125 теоретических походов в кино в месяц на одного человека. Это в два раза меньше, чем в СССР. Но даже повышение удельной цены билета в два раза не объясняет, почему "Пираты ХХ века посмотрели 120 миллионов человек (к 1990 году), а Аватар всего 14 миллионов человек.
Наш вклад в сборы качественного кино
Давайте продолжим наш умозрительный анализ, сравнив кассовые сборы фильмов, получивших положительные отзывы как кинокритиков, так и зрителей во всем мире
"1+1" (Неприкасаемые): рейтинг IMDb: 8.50 (220 497): общие кассовый сборы 426 588 510 долларов, сборы в России 1 725 813 (0,4% от общих сборов).
"Пианист": рейтинг IMDb: 8.50 (279 333) общие кассовые сборы 120 072 577 долларов, сборы в России 178 606 (0, 14% от общих сборов)
"Прислуга": рейтинг IMDb: 8.00 (182 226) общие кассовые сборы 211 608 112 долларов, сборы в России 63 000 долларов (0,03% от общих сборов)
"Гран Торино": рейтинг IMDb: 8.20 (355 972) общие кассовые сборы 269 958 228 долларов, сборы в России 395 962 (0, 14% от общих сборов)
И так можно продолжать до того, пока не кончатся фильмы. Даже феноменальный "Джокер" не сильно меняет ситуацию. Во-первых, он занял 51 место по сборам с 1991 по 2020. А во-вторых: общие сборы, 31 500 из которых - наших рук дело! А это 2,93 % от общих сборов.
По-моему, что-то пошло не так...