Когда о чем-то неоднократно слышишь много интересного, возникает желание увидеть это своими глазами. Так произошло и с усадьбой «Марфино». О ней я узнала два года назад, а сегодня решила отправиться туда, чтобы познакомиться с этой достопримечательностью Подмосковья лично. Эта дворянская усадьба расположена на севере от Москвы в 25 км от МКАД (таково исчисление расстояния в настоящее время). От Савеловского вокзала сначала нужно доехать до станции «Катуар» (в пути 55 минут), а затем на автобусе №37 до остановки «Дом отдыха Марфино» (в пути 10 минут). К слову, о происхождении названия железнодорожной станции. Был в свое время такой купец французского происхождения Лев Иванович Катуар, владевший керамическими заводами и построивший на свои средства эту станцию, которая, собственно, и получила его имя. Открытие станции «Катуар» состоялось в 1900 году. Автобус №37 останавливается рядом с ж/д станцией и его расписание, как правило, совпадает с прибытием электричек из Москвы (так было в моем случае). Конечная остановка автобуса расположена возле въездных ворот на территорию усадьбы. Проезд по мосту к усадьбе в настоящее время закрыт из-за его аварийного состояния. Но поскольку сейчас зима (хоть и с не зимней порой погодой), то можно пройти на территорию по замерзшему пруду минуя мост.
С поверхности замерзшего пруда хорошо просматривается этот двухарочный кирпичный мост с галереей через реку Уча. Мост был построен в 1770-х годах, когда владельцем усадьбы был Иван Петрович Салтыков. В 1837÷39 годах мост был перестроен по проекту архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского в псевдоготическом стиле, когда очередная владелица усадьбы дочь графа Владимира Григорьевича Орлова Софья Владимировна Панина занялась перестройкой главного дома и сооружений на территории усадьбы.
Галерея моста выполнена из двадцати двух белокаменных восьмигранных колонн. По обеим сторонам галереи стоят прямоугольные башни с арочными проемами.
Средств на реконструкцию моста ни у Министерства обороны, ни у властей Мытищинского района нет, поэтому оба собственника просто установили металлические ограждения, запрещающие проход на мост.
Итак, по замерзшему пруду я и отправлюсь в усадьбу. Встречают меня два грифона, установленных по обеим сторонам белокаменной лестницы. Эти крылатые мифологические существа с головой орла и туловищем льва появились при переустройстве усадьбы архитектором М.Д. Быковским.
Далее расположена большая площадка-пристань с фонтаном.
Чугунную чашу фонтана держат четыре фигуры с дельфинами. Фонтан относится ко времени постройки главного дома усадьбы.
Главный двухэтажный усадебный дом, в том виде который можно увидеть в настоящее время, был перестроен в 1837÷39 годах архитектором М.Д. Быковским. Наружные стены здания в стиле псевдоготики были выкрашены в нежно-розовый цвет. Однако спустя почти двести лет в 2016 году цвет стен с исторического почему-то поменялся на оранжевый. Стоящий на вершине холма и обращенный южным фасадом к большому пруду, дом производит необычное впечатление.
Белые контрфорсы с фиалами, две трехэтажные пятигранные башни с балконом на 2-м этаже, украшенным каменным резным ограждением, и стрельчатые проемы в центральной части главного фасада придают зданию неповторимый и запоминающийся вид.
Сохранились металлические и каменные ограждения перед домом, созвучные стилю главной постройки усадьбы.
Северный фасад здания не менее интересен.
Ниши над оконными проемами 2-го этажа центральной части фасада декорированы лепными розами и свисающими гирьками.
Открытые когда-то лоджии северного фасада во время одного из ремонтов в конце XIX века были остеклены и превращены в галереи, каковыми их можно увидеть сегодня.
Украшением этого фасада, по-моему, являются деревянные окна и двери, выполненные в «неоготическом» стиле.
Два флигеля, стоящие рядом с главным домом с северной стороны, были построены в 1820-х годах архитектором Федором Тугаровым.
При общем переустройстве усадебных построек в 1830-х годах они были перестроены, а в 1940 году вновь были разобраны и выстроены заново с сохранением некоторых элементов псевдоготики на фасадах.
Возле западного флигеля сохранился спуск с лестницей к одному из усадебных прудов.
От этого пруда виден мост и церковь Рождества Пресвятой Богородицы на другом берегу. К ней я пройду позже, с другой стороны.
А пока вернусь к главному дому, чтобы посмотреть красивые въездные ворота и одну из сохранившихся сторожевых башен. И башни, и ворота были построены также архитектором М.Д. Быковским во второй половине XIX века.
На территории усадьбы сохранился большой парк с каскадами прудов, беседкой и полуротондой. Двухъярусная беседка была сооружена в 1770-х годах при Салтыковых. Нижняя восьмигранная ее часть имеет несколько арочных входов, а в верхней части, выполненной в виде восьмиколонной беседки, установлена статуя Аполлона Бельведерского.
Беседка-полуротонда, построенная также при Салтыковых, расположена на одной из аллей липового парка.
На склоне парка вблизи пруда можно увидеть памятник любимой собаке Султану, принадлежащей одной из последних владелиц усадьбы графине Паниной.
Не так давно появился деревянный мост, соединяющий островок на середине Нижнего Большого Марфинского пруда с парком. Я, конечно, пройду по нему.
С острова можно посмотреть на усадьбу с другого ракурса.
Остров маленький, и кроме деревьев там ничего нет. Возвращаюсь в парк.
На территории усадьбы сохранилось еще несколько построек, относящихся к концу XVIII века. Это конный двор, каретный сарай и дом управляющего. Все они в настоящее время отделены от усадьбы высоким металлическим ограждением и попасть к ним со стороны парка невозможно. Но со стороны Малого Ивановского шоссе доступ на эту территорию открыт для всех желающих. Ближе всех к шоссе расположено здание каретного сарая.
Треугольная в плане постройка конного двора – это довольно большое сооружение, возведенное в силе классицизма.
Судя по внешнему виду, главные ворота конного двора были также переустроены в соответствии с «псевдоготическими настроением» владельцев.
На одной из стен конного двора сохранилась табличка с полустертой надписью, указывающей, что это памятник архитектуры, взятый под охрану неким историческим клубом «…ая пехота».
Как видно, эти здания не имеют никакой реальной охраны, кроме как на бумаге. Они разрушаются и сегодня это лишь живописные руины (как принято их называть), которые могут исчезнуть, не дождавшись начала реставрационных работ.
Дом управляющего усадьбой тоже находится за металлическим ограждением и в полуруинном состоянии.
От этих полуразрушенных временем и людьми построек вдоль шоссе и пруда можно пройти к двум хорошо сохранившимся церквям. От автобусной остановки к ним ведет металлический мост через реку Учу.
Церковь Петра и Павла была построена в 1770÷79 годах в стиле классицизма при владельцах усадьбы «Марфино» Салтыковых. Построена она по редкому типу храмов «под звоном» (такого же типа церковь есть в усадьбе Гребнево, о которой я писала в другой статье).
На двухсветной ротонде стоит восьмигранный барабан, в котором находилось помещений для колоколов. Со стороны одного из входов под арочным проемом барабана сегодня можно увидеть часы.
Окна ротонды обрамлены простыми наличниками. Простенки между маленькими верхними окошками украшают горельефы. Церковь была закрыта в 1937 году. Вновь открыта для прихожан в 1989 году.
Стоящая напротив церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1701÷1707 годах по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова. Архитектурный стиль этой церкви относят к петровскому барокко. Владельцем усадьбы на то время являлся князь Борис Алексеевич Голицын. Крестообразное в плане здание церкви венчает высокий световой барабан, завершенный куполом с маленькой главкой.
Над входом сохранилась мозаика со сценой Рождества Пресвятой Богородицы.
Да позволено мне будет считать данную церковь памятником крепостному архитектору, построившему столь красивую и изящную постройку, основываясь на традициях отечественной архитектуры, на приобретенных знаниях и на собственном таланте. Есть печальная история, связанная с возведением церкви. Князю Б.А. Голицыну не понравилось устройство не согласованных с ним пилонов внутри церкви, выполненных для увеличения прочности здания, но уменьшивших полезную площадь, и он приказал наказать-высечь своего крепостного архитектора розгами. Следствием чего стала преждевременная смерть В.И. Белозерова. Архитектор был похоронен возле церкви. Церковь и доступ на ее территорию сегодня закрыты. Возвращаясь на автобусную остановку с моста можно еще раз посмотреть на въездной мост усадьбы, в большую арку которого видны грифоны на берегу большого усадебного пруда.
На сегодня это все.