Найти в Дзене
Aleksey Semenov

Австрийцы удивились нашим автобанам.

Удивительное признание, тем не менее: несмотря на все разнотолки, дороги России не так уж плохи. В качестве небольшой затравки расскажу занятный казус, который произошел с нами во время путешествия по Австрии.

Прибыв в Вену, мы были встречены приболевшим, но весьма приветливым женщиной-администратором отеля. Полюбопытствовав, пока я парковался, у жены о том, откуда мы и куда направляемся, она удовлетворилась ответом, что едем мы из Санкт-Петербурга, посетили уже некоторые страны по пути и после изучения основных достопримечательностей столицы Австрии планируем отправиться прямиком в Прагу.

Последнее повергло ее в небольшое замешательство: такие расстояния каждый день – дело не самое безопасное. Бешеной собаке сто верст – не крюк. Да и расстояния казались нам не такими уж внушительными – в России народ простой: каждую пятницу, начиная с самого старта сезона, большая часть петербуржцев предпочитает прочим интересностям привычные виды развлечений. И правда, в конце концов, что может быть увлекательнее, что постоять часа три в пробке на выезд из города, а потом прокатиться по ночной трассе с периодически оживающим аттракционом «Лосиные скачки» до дачи под Псковом, переночевать там, попить чайку на веранде, проверить, все ли грядки на месте и развлечься, вальсируя в обратном направлении: пробки сами себя не создадут, потому надо не опоздать к воскресному аншлагу по пути домой.

-2

В свете вышенаписанного неудивительно – три сотни километров по хваленым европейским дорогам нас напугать не в силах. Каково же было наше удивление, когда мы ехали отрезок Краков-Будапешт (расстоянием менее 400 км) 8 часов. Нет, ни единой пробки мы не повстречали. Дорога пролегала по сказочным красотам Словакии, поэтому наличие гор существенно замедляло процесс продвижения на юг, но вишенкой на торте были нескончаемые населенные пункты на пути, негуманный по отношению к автолюбителям скоростной режим в которых строго соблюдался всей вереницей машин. Такого, сидя дома и расписывая наше путешествие по километражу, мы, конечно же, не ожидали – напротив, рассчитывали, что сервис «Яндекс карты» попросту не в курсах за обозначенные сереньким автодороги и выдает нам максимальное время в пути. Вернемся к нашим баранам, беспокойство австрийки было бурно встречено комментарием супруги: конечно небезопасно, какие-то 300-400 км ехать восемь часов, естественно это нас обескураживает, если не сказать помощнее. Глаза администратора начали открываться шире: а сколько времени, стеснялась она спросить, мы рассчитывали ехать эти 300-400 километров. Ну уж явно не больше часов 4, это ж очевидно. Она взглянула в окно на припаркованную машину, на анкету с данными для регистрации в отеле и подняла полные ужаса и восхищения глаза на невозмутимо изучающую погоду за окном супругу: «У вас в России что повсюду автобаны?!» Что же нам страну в глазах европейцев ронять? Супруга, не моргнув и глазом, не раздумывая ни секунды, с уверенностью заявила: «Разумеется». Вот так уже как минимум один житель Австрии был пристыжен тем, что даже на пятки России наступать невозможно – она далеко впереди и попросту продуманно помалкивает о своих достижениях науки и техники. В действительности, сказать, что автодороги за пределами Российской Федерации лучшего качества, будет означать нагло соврать. Автодороги – и в Африке автодороги, они изнашиваются, потому что используются на полную катушку, и далеко не везде ремонтируются своевременно. Иногда гордая табличка «Дорога построена на средства Евросоюза» заставляет от всей души сочувствовать этому самому Евросоюзу – неужели ресурсы совсем истощились. То ли дело хрущевки, имеющиеся не только в Прибалтике, – все умрут, они останутся. Жаль на них не висит никаких указателей на источник финансирования. Единственный огромный плюс европейских дорог – здравые цены на качество, позволяющее развивать порядочную скорость. О ценовой доступности высокой скорости мы прочухали только на одной из автозаправок в этой самой Австрии. 10 дней безбожных легальных гонок по скоростным трассам всех стран Европейского союза обошлись нам всего лишь в 10 евро (надо просто купить виньетку – наклейку на лобовое стекло, дающую право пользоваться рядом дорог), тогда как, проехав километров десять по западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге, можно вернуться домой без портянок – здесь от безбожных гонок остается только слово «безбожные»: стыки на всем протяжении скоростной дороги заставляют молиться о благополучном приземлении после прыжка и взлета на каждом таком шве, водоотведение в случае дождя, судя по всему, отсутствует и вовсе, а вот цены на проезд и количество пунктов оплаты заставляют молиться интенсивнее. За услугу-то, вроде, и не жалко денег отдать – вопрос другой: за какую такую услугу, если ЗСД построен безобразно, и откуда такие огромные суммы среди цен. В каждой стране свои особенности: незначительные или существенно отличающие государство. Так или иначе, все это (включая предлагаемые опции и систему наказаний за нарушения) непременно нужно внимательно изучать перед поездкой, дабы не сесть в калошу. Из хорошо изученных примеров: Эстония, где погрешность превышения скорости отсутствует вовсе, зато качество дорожного покрытия в сумме с соблюдением ровного скоростного режима позволяет существенно снизить расход топлива. На это намек даже в населенных пунктах – вместо привычных перекрёстков здесь круговые движения, а в городах всем знакомо понятие «зеленая волна»: если Вы соблюдаете требуемый скоростной режим, Вы будете попадать только за горящие зелененьким светофоры. Проверено – работает. Ну и напоследок: не бойтесь путешествовать в своем мини-домике на колесах, это намного менее страшно, чем многое, с чем мы сталкиваемся ежедневно дома.