Эрих Фромм (1900 — 1980) - немецкий психолог и философ, создатель "гуманистического психоанализа", известен концепцией свободы как фундаментальной части человеческой природы.
Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить. (Эрих Фромм)
В развитии мышления Фромма ключевую роль сыграли два выдающихся мыслителя – Фрейд и Маркс. Первоначально в клинической практике он был фрейдистом, но, постепенно отдаляясь от фрейдистских терапевтических принципов, позже стал главным критиком Фрейда. Он отвергал его теорию либидо, Эдипов комплекс и инстинкты жизни и смерти как универсально постоянные для всего человеческого рода. Вместо этого настаивал на культурных различиях и влиянии более широкого контекста истории и социальных условий на характер личности.
Напротив, Маркса он продолжал считать искренним гуманистом. Акцент Маркса на социально-экономической базе общества как важнейшей детерминанте человеческого поведения Фромм воспринимал как данность. Но считал, что марксизм необходимо дополнить динамической и критической психологией. Другими словами, психологией, которая объясняет эволюцию психических сил с точки зрения взаимодействия между потребностями человека и социально-исторической реальностью, в которой он живет. Фромм никогда не отказывался от проекта объединения психоанализа и марксизма.
Две важнейшие работы Фромма, «Бегство от свободы» и «Человек для себя», стали фундаментом для создания политической психологии. В первой книге, которая вышла в 1941 году, он исследовал, как менялось отношение человечества к свободе, уделяя внимание личным последствиям ее отсутствия. Его особо интересовали психосоциальные условия, которые способствовали подъему нацизма. Он считал, что обращение к тоталитарной власти связано с попыткой уйти от ответственности, которую накладывает свобода. Фромм различал два вида свободы: положительная – заставляет людей бежать к ней, отрицательная – заставляет бежать от нее. Современная цивилизация предоставила различные позитивные свободы, но, в то же время, ее психологические последствия привели к эпидемии отрицательной свободы. В работе «Человек для себя» Фромм продолжил развивать эти идеи. Он показал, что психологию нельзя отделить от проблем философии и этики, что человеческую природу не понять без понимания ценностей и моральных конфликтов, которые стоят перед всеми нами. Этическая система может быть основана на человеческой природе, а не на откровениях или традициях.
Труды, написанные Эрихом Фроммом
- "Бегство от свободы" (1941)
- "Человек для самого себя"
- "Душевно здоровое общество" (1945)
- "Психоанализ и религия" (1950)
- "Искусство любить" (1956)
- "Революция надежды" (1968)
- "Иметь или быть?" (1976)
- "Анатомия человеческой деструктивности"
- "Мужчина и женщина"
- "Кредо"
- "Величие и ограниченность теории Фрейда"
- "Ради любви к жизни"
- "Кризис психоанализа"
- "Революция надежды. Избавление от иллюзий"