Найти тему

ОБОСНОВАНИЕ К ГОТОВЯЩЕМУСЯ ПРОЕКТУ ПО АМНИСТИИ 2020

ОБОСНОВАНИЕ К ПРОЕКТУ

Закона Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне» (внесение, в проект Закона категории осужденных по статьям Уголовного Кодекса Республики Беларусь, отнесенных к категории коррупционных).

На основании статьи 46 Закона № 305-З от 15.07.2015 г. «О борьбе с коррупцией», в рамках осуществления общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, просим включить в готовящийся Закон «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне» лиц, впервые осужденных за экономические (коррупционные) преступления, предусмотренные статьями 210, 235, 424, 425, 426, 429-432, 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь, без ограничений и исключений.

Исходя из определения в Законе № 305-З «О борьбе с коррупцией», «лицо, приравненное к государственным должностным лицам - это любое лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий». Под данный термин при желании можно подвести любое лицо, обладающее правом подписи на документах, имеющих юридическое значение, начиная от государственных служащих и заканчивая кладовщиками коммерческих структур и индивидуальными предпринимателями, не являющимися вовсе юридическими лицами.

В настоящее время отношения (которые лежат в плоскости хозяйственного ведения и оперативного управления), возникающие споры (которые проистекают в области гражданского судопроизводства ввиду их экономической сущности) в силу неверной правоприменительной практики и ошибочной квалификации деяний органами уголовного преследования перетекли в область уголовного законодательства. Это существенно расширило применение понятия «коррупция» в белорусском законодательстве.

Следует отметить, что в настоящее время практика использования законодательства о борьбе с коррупцией оставляет желать лучшего. В силу сложившегося правоприменения «коррупционных» статей Уголовного кодекса Республики Беларусь по отношению к гражданам, наблюдается неверная квалификация деяний осужденных и, соответственно, несоразмерность наказаний. В частности, в большинстве дел по «коррупционным» преступлениям не доказана личная заинтересованность, а равно, корысть для себя (близких, родственников) или для третьих лиц. Формулировка «иная личная заинтересованность (с целью демонстрации собственного превосходства, повышения авторитета)» не несет в себе конкретики и является субъективной. В условиях усиления борьбы с коррупцией в жернова системы попадают люди, не совершавшие вменяемые им деяния, по статистике эта цифра составляет 40 % осужденных. В уголовных делах имеется ряд нарушений: помещение в материалы дел подложных документов, оговор, оказание давления, неправильная квалификация содеянного, отсутствие доказательной базы, нарушения требований Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Таким образом, в местах лишения свободы на долгие годы оказались люди, не имеющие той степени вины и того состава преступления, по которому их осудили.

Судьи и следователи, не имея специфических знаний в области экономики и бухгалтерского учета, отказывают в проведении экономической экспертизы. В итоге назначается ущерб, основанный только на акте проведенной ревизии, назначенной следствием, т.е. на осужденного «вешается» вся сумма выявленной недостачи в организации, или вовсе считается самим следователем. При таких условиях происходит следующее: люди осуждаются, отправляются отбывать наказание в ИУ, на них возлагается возмещение несоизмеримого с совершенным преступлением ущерба, на выплату которого ни у обвиняемого, ни у его семьи средств нет. Об этом следствие знает изначально, так как проверяет все имущество и активы.

На совещании по вопросу качества работы правоохранительных органов 20 августа 2019 г., которое было названо «историческим», Глава государства перечислил претензии к правоохранительным органам, которые сводятся к следующему:

  1. низкое качество доследственных проверок и самого предварительного следствия;
  2. имеют место злоупотребления должностными лицами правоохранительных органов служебными полномочиями. Глава государства отметил: «Чтобы получить заранее нужный результат, идут на фальсификацию»;
  3. существует проблема обоснованности возбуждения уголовных дел и практики избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. По словам Главы государства «в последнее время наблюдается рост возбужденных уголовных дел по коррупционным преступлениям. При этом одним из характерных негативных проявлений является уголовное преследование лиц по формальным признакам преступного деяния, а в результате - отсутствие состава преступления либо незначительность последствий его совершения. Не знаю, кому нужны эти дела»;
  4. недостаточность действий прокурорского надзора;
  5. Президент подчеркнул недопустимость сохранения «палочно–галочных» подходов к оценке деятельности ОВД и следственных подразделений.

Борьба с коррупцией является одной из ярких иллюстраций ко всему сказанному Главой государства. Ввиду того, что системные изменения в правоприменительной практике коррупционного законодательства займут значительное время, необходимо минимизировать последствия несовершенства уже сегодня, применив Амнистию к категории осужденных за преступления, отнесенные в разряд коррупционных.

Исходя из установленной в Республике Беларусь практики применения ответственности, «коррупционные» преступления отнесены в своем большинстве к общественно-опасным. Однако, «коррупционеры» не используют при этом общеопасные способы и методы совершения правонарушений. Согласно статьи 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь, под общеопасным способом понимается способ совершения преступления, характеризующийся большой разрушительной силой или иным образом создающий опасность гибели людей, причинения телесных повреждений, иных тяжких последствий (взрыв, поджог, затопление и др.).

Анализируя экономическую и социальную целесообразность отнесения широкого пласта населения к преступникам, совершившим коррупционные преступления, исходя лишь из наиширочайшего применения в нашей стране понятия «коррупция», можно сделать однозначный вывод, что эффект от «борьбы с коррупцией» в том виде, который сложился в Республике Беларусь, приносит больше вреда, чем пользы. Так к негативным последствиям борьбы с коррупцией в Республике Беларусь можно отнести следующие:

- резко ухудшается инвестиционный климат, в связи с повсеместным применением Закона «О борьбе с коррупцией» к лицам, осуществляющим иностранное инвестирование. Что пагубно сказывается на экономике страны в целом. Примеры, когда к уголовной ответственности за коррупцию привлечены прямые иностранные инвесторы, исчисляются уже не одним десятком. Имидж страны для благоприятного инвестирования подорван;

- вырезается целый пласт образованных людей, грамотных специалистов, которые не опасны для общества, а в силу своих знаний и опыта могут принести пользу государству: работать, платить налоги, а не содержаться в местах лишения свободы за счет бюджетных средств;

- тратятся колоссальные бюджетные средства на поимку «коррупционеров» и длительное (иногда годами) расследование уголовных дел, результатом чего в большинстве случаев является уголовное дело с минимальным ущербом (зачастую не более 30 бел.руб.) и отсутствием доказательной базы;

- разрушаются социальные связи; страдают семьи; дети (а очень часто это не один ребенок, а два, три и даже пятеро детей) растут в неполноценных семьях, с недостаточным финансированием, так как минимум один из родителей не приносит в семью доход, находясь в местах лишения свободы. Нередки случаи, когда под уголовную ответственность попадают целые семьи, дети остаются просто сиротами при живых родителях;

- люди в пенсионном возрасте, люди, имеющие тяжелые (часто хронические) заболевания, проводят остаток своей жизни в заключении, ввиду того , что назначаются наказания в виде лишения свободы на длительные сроки, несоразмерные со степенью опасности совершенных правонарушений.

Следует отметить, что страны с наиболее развитой экономикой успешно борются с коррупцией, Например, Германия, находясь на 12 месте из 177 в списке данных стран, в виде максимально возможного наказания за совершение коррупционных преступлений применяют санкцию в виде лишения свободы максимально не более 5 лет. В то время как в Республике Беларусь, за совершение коррупционного преступления может быть применено лишение свободы сроком до 15 лет.

Законом Республики Беларусь № 230-З от 19.07.2019 г. «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» амнистии были лишены также осужденные за экономические (коррупционные) преступления, не погасившие ущерб.

Ввиду того, что в большинстве случаев назначенные ущербы несоизмеримы, и неправомерно рассчитаны, а также ни у осужденных, ни у их родственников нет средств погасить назначенные ущербы, просим также включить в Закон «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне» 2020 г. лиц, осужденных за указанные преступления, не погасивших ущербы. Целесообразнее и реальнее осужденным погасить назначенные судом иски, работая на свободе, а не в исправительных учреждениях.

На протяжении длительного времени амнистия не применялась к осужденным за «коррупционные» преступления. Единожды Законом Республики Беларусь № 163-З от 17.06.2014 г. «Об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» амнистия распространялась на осужденных по статье 210, однако с существенными ограничениями и условиями (погашенный ущерб, отбытие наказание не менее 1/3 срока, не ОГП).

Ст. 22 Конституции Республики Беларусь провозглашает равенство всех перед законом. Лишение права на послабления в наказании осужденных по статьям, отнесенным к разряду коррупционных, является дискриминацией граждан по квалифицирующему признаку деяния, и, следовательно, нарушает право таких осужденных на равенство всех перед законом.

Стоит ли изолировать от общества коррупционера на долгие годы? Опасны ли коррупционеры для людей? Если такой человек уже никогда не займет руководящий пост, то будет ли он опасен для общества? Если они совершили должностные преступления, пусть они будут лишены должностей, возможности продвигаться по карьерной лестнице, пусть на них возлагают штрафы, но не изолируют их от общества. Чем навредит условно-досрочно освобожденный или освобожденный амнистией коррупционер, если уже никогда не станет руководителем до конца своих дней? Шанс реабилитироваться в глазах общества должен быть и у осужденных по статьям, отнесенным к разряду коррупционных. Тем более что за этими людьми стояли коллективы людей, которые в них верили и продолжают верить.

Конституционный Суд констатирует, что при принятии Закона об амнистии законодатель должен руководствоваться не только политической или экономической целесообразностью, но прежде всего гуманистическими целями и конституционными ценностями правового государства, исключающими ситуацию, когда могут быть поставлены под угрозу интересы стабильного правового порядка и гарантии осуществления прав и свобод граждан в демократическом обществе.

Конституционный Суд подтверждает ранее выраженную правовую позицию, согласно которой акт амнистии имеет особую правовую природу: он не отменяет и не изменяет содержание норм уголовного права, не устраняет преступность и наказуемость общественно опасного деяния, не ставит под сомнение законность, обоснованность и справедливость приговора суда, не влечет реабилитацию обвиняемых и осужденных лиц.

Амнистия, применимая к коррупционной категории осужденных, позволит государству не только проявить великодушие и милосердие, но и снивелировать последствия судебно-следственных ошибок, которые, к сожалению, допускаются слишком часто.