В статье продолжим тематику художественной реконструкции. Сегодня рассмотрим три сосуда, два из которых изготовлены древними народами Приамурья, а третий – кружка-стопарь русского происхождения.
Создание исторических реконструкций стало очень популярным в последнее время. Это и завлекательно и познавательно, а при правильной постановке может приносить доход.
Не осталась в стороне и керамика. Использование древних керамических форм, мотивов и приёмов декорирования помогает лучше понять, как люди жили, работали и отдыхали ранее, когда глина была одним из главнейших материалов человечества. Это создает ощущение связи с древними временами, чего-то доисторического, прикосновение к живой истории. Кроме того даёт новые идеи на пересечении древних форм, мотивов, приёмов декорирования и современных материалов с новыми техническими приспособлениями и инструментами.
В своей работе я опирался исключительно на описания и фотографии сосудов, поскольку доступа к оригиналам не имел. Полагаю, что для начала этого вполне достаточно.
Палеолитический сосуд
Широкий сосуд, в диаметре больше высоты, заострён к низу. Оригинал изготавливался лепным способом. После сушки и обжига общая усадка дала сосуд, почти того же размера что и оригинал.
Инструмент: турнетка, деревянные стеки, шаблон профиля сосуда, губка, стеки-петли.
Для того чтобы сохранить примерную форму сосуда, в графическом редакторе отрисован его идеальный профиль и распечатан на бумаге в необходимом масштабе. Чтобы получить сосуд примерно того же диаметра, что и оригинал, несколько увеличил размер шаблона. Далее по нему изготовлен металлический, из оцинкованной жести. С его помощью в процессе работы корректировались профиль и высота сосуда. Горшочек лепился из жгутов от горлышка к заострённому дну.
После подвяливания производилась небольшая обточка внешней стороны сосуда и внутренней около горлышка. Дно сделало немного плоским, для того, чтобы можно было поставить горшок на горизонтальную поверхность.
Случайно обнаружил, что если горшок уложить на бок и отпустить, он самостоятельно пытается принять вертикальное положение. Полагаю, что это благодаря тому, что его диаметр больше высоты и центр тяжести расположен очень низко.
Сосуд эпохи палеометалла
Оригинал сосуда лепился вручную. Свой же я вытягивал на гончарном круге, полагаю, что он у меня получился сильно меньше, нежели оригинал. Во многом это из-за моих слабо прокачанных навыков работы на гончарном круге. Истинные размеры сосуда мне не известны, но я старался сохранить пропорции.
Инструмент: гончарный круг, гипсовая форма для отминки "жемчужин", стеки, губка.
Для создания жемчужного орнамента использовал специальное приспособление - «жемчужницу». Ибо очень неудобно изготавливать несколько десятков мелких деталей ручным способом. Они получаются разных форм, диаметра и высоты. Вот здесь и выручила «жемчужница».
Приспособление изготавливалось следующим образом: из пластилина были скатаны несколько шариков различного диаметра, их половинки размещены на пластике в опалубке. Далее она заполнялась гипсом, а когда он застыл, получилась такая вот форма – «жемчужница».
Интересно, что данный вид орнамента существует в двух вариантах – выпуклом, когда «жемчужины» налепливались на поверхность готового сосуда, а второй - вогнутый, его получают с помощью палочки-штампа, один торец которой закруглён. Если же штамп имеет плоский торец, то это уже не жемчужина, а ямка. Соответственно такой орнамент называется ямчатым.
Кружка «Стопарь»
Самый простой предмет для работы – сосуд типа «кружка», форма известна с XVII века. Кружка получилась не самой большой - кофейного размера, в силу уже упомянутой, слабой прокачки навыков гончарства. Пример позаимствован на ютуб-канале Ильи Калашникова.
Интересно, что хоть кружечка и получилась маленькой, но оказалась неожиданно удобной, особенно ручка.
Художественная реконструкция отличный способ прокачать разнообразные навыки, от ручной лепки до работы на гончарном круге. Тут такой диапазон возможностей, что каждый может найти себе понравившийся объект для экспериментов и отработки навыков. Чего вам и желаю.