Найти тему
ЗЕРКАЛО ЗАТВОРА

Самые первые приборы ночного видения СССР.

Середина ХХ века отличилась большим рывком в развитии различных сфер науки и техники. Многие привычные в современном мире устройства появились или начали разрабатываться именно в то время. Например, прибор ночного видения. Первые работы в этой сфере датируются началом 1910 годов. Сегодня, многие видеокамеры позволяют снимать в полной темноте, а охотники всего мира используют ночные прицелы или "тепловизоры". Различные виды бронетехники, системы наведения самолетов и кораблей, стрелковое и прочее вооружение практически всех армий мира так же оборудуются ночными прицелами.

Все изобретения интересны сегодня своей историей. В этой статье мы с Вами вернемся к истокам появления прибора, позволяющего видеть ночью. И узнаем, на каком уровне разработки приборов ночного видения находились в СССР.

Панорамные очки ночного видения GPNVG-18 (Ground Panoramic Night Vision Goggle) одна из последних американских разработок, цена экземпляра - более 45 000 $.
Панорамные очки ночного видения GPNVG-18 (Ground Panoramic Night Vision Goggle) одна из последних американских разработок, цена экземпляра - более 45 000 $.
Приборы ночного видения - (ПНВ) это класс оптико-волоконных приборов, который обеспечивает оператора прибора изображением окружающей местности в условиях, когда естественное освещение отсутствует. Приборы могут быть реализованы в различных видах (Прицел, очки, в комплексе различных приборов наблюдения и т.д.). Сфера применения приборов - ведение боевых действий в ночное время, ведение наблюдения или разведки, управление различными видами боевых машин без применения освещения обычными световыми устройствами.
Своим устройством ПНВ так же различны. Некоторые требуют подсветки ИК светом, некоторые работают усиливая естественное освещение или на других принципах.

Человеческий глаз не приспособлен видеть очень слабый свет (который присутствует даже в самую темную ночь) и не воспринимает свет в ИК (инфракрасном) диапазоне.

Самая распространенная (и появившаяся самой первой) схема работы ПНВ - это применение специального "Электронно-оптического преобразователя" (ЭОП).

ЭОП является фотоэлектронным прибором, который позволяет усилить как свет видимого человеком спектра, так и ИК-свет ближнего диапазона частот. Такие ЭОП усиливают свет в несколько тысяч раз, но для их работы все равно требуется наличие освещения (ночное небо или специальный ИК-прожектор). Такой ПНВ принято называть прибором "активного действия".

ПНВ, не требующий дополнительной подсветки ИК-прожектором, называется прибором "пассивного действия". В таком приборе ЭОП обладает многокамерными усилителями света, особыми фотокатодами и в общем имеет более сложное и дорогое в производстве устройство.

Простая схема ПНВ "активного действия" 1-объектив. 2-ИК - фильтр. 3 - ЭОП. 4 - окуляр. 5 - отражатель. 6 - источник излучения. 7 - ИК - светофильтр. 8 - источник питания.
Простая схема ПНВ "активного действия" 1-объектив. 2-ИК - фильтр. 3 - ЭОП. 4 - окуляр. 5 - отражатель. 6 - источник излучения. 7 - ИК - светофильтр. 8 - источник питания.

Теперь вернемся к истории.

Если в интернете попытаться найти информацию о самых первых ПНВ, то мы обязательно встретим упоминание и описание того, что в Германии к концу войны появились вполне работоспособные образцы первых таких устройств. В 1936 году немецкое руководство обязало компанию AEG разработать и наладить производство ИК-приборов ночного видения. В 1939 году был собран первый действующий прототип имеющий удовлетворительные характеристики, который предназначался для оборудования 37-мм. противотанкового орудия Pak 36. В это же время некоторыми компаниями проводились работы по другим вариантам ночных прицелов. Так, в 1944 году немецкая компания CG Haenel, освоила выпуск малых партий ночных прицелов для стрелкового оружия, получивших обозначение "Zielgerät 1229 Vampir" (ZG 1229).

Военнослужащий союзных войск с трофейным STG-44, оснащенным прицелом ZG 1229.
Военнослужащий союзных войск с трофейным STG-44, оснащенным прицелом ZG 1229.

Данный прицел предназначался для установки на винтовку StG-44, пулеметы MG-34 и MG-42. Комплект устройства состоял из прицела, ИК-прожектора и аккумуляторного блока, оснащенного генератором по принципу динамомашины. Аккумуляторный блок и генератор весил около 13 - 14 килограмм и оборудовался ремнями для переноски за спиной военнослужащего.

Полный комплект прицела ZG 1229.
Полный комплект прицела ZG 1229.

Всего за время войны выпустили около 300 штук таких прицелов, в основном в 1945 году.

Другим немецким прицелом ночного видения был "FG 1250" этот прицел предназначался уже для установки на танки и бронетехнику в общем.
FG 1250 успели применить только на танках PzKpfw V «Panther» (
Пантера) и на некотором количестве бронетранспортеров SdKfz 25. Прибор должен был обеспечивать передвижение танковых колонн в ночное время и ведение огня или корректировку результатов стрельбы. Оборудованные прицелами танки вели наблюдение и стрельбу лишь в комплексе с большим ИК-прожектором, который в свою очередь устанавливался на отдельном бронетранспортере. Расчет этого бронетранспортера осуществлял подсветку цели.

Бронетранспортер, оборудованный прицелами FG 1250 на местах механика водителя и пулеметчика.
Бронетранспортер, оборудованный прицелами FG 1250 на местах механика водителя и пулеметчика.

По современным данным, немцы успели оснастить такими устройствами не более 60 своих танков, которые в основном применялись на Восточном фронте против Советских войск на заключительном этапе войны.

Но давайте вернемся в СССР. В Советских КБ еще в начале 1930-х годов так же велись работы по разработке новых перспективных приборов. Обратим внимание на то, что во всех странах разработки в данной области в то время были засекречены. В СССР упоминания о достижениях оптико-электронных устройств исчезли даже со страниц научных журналов и публикаций, ведь нашим ученым тоже было, что скрывать.

Одним из главных первопроходцев в этой области был инженер-электрик ВЭИ (Всероссийский электротехнический институт им. В. И. Ленина) Вячеслав Иванович Архангельский. Под его руководством, при содействии электротехника П.В.Тимофеева и группы конструкторов в ВЭИ начались работы по разработке первых Советских ПНВ на базе разработанных в эти же годы совершенно новых ЭОП.

В.И Архангельский.
В.И Архангельский.
Вячеслав Иванович вел практически все стороны развития оптико-электронной сферы в СССР. Именно под его руководством создавалась первая отечественная вещательная ТВ-аппаратура и было организовано вещание регулярных передач. Под его руководством велись разработки новых фотоэлементов, позволяющих сделать шаг к приборам ночного видения и тепловизорам, и даже работы по созданию устройств теплообнаружения. В 1930 году, когда он возглавил конструкторскую бригаду в области телевидения, ему было всего 32 года.

В 1937 году на подмосковном полигоне НИИБТ были проведены предварительные испытания устройства, предназначенного для ведения стрельбы из танка БТ в ночных условиях. Видимо проект не доработали, так как большей информации по нему найти не представляется возможным. Либо проект представлял собой обычный прожектор, сопряженный со стволом орудия.

Одними из первых советских ПНВ, стали комплекты, позволяющие осуществлять управление техникой в ночное время.
Уже в 1939-1940 годах Советская промышленность, не имевшая доступа к аналогичным зарубежным проектам, провела испытания одних из первых приборов ночного видения.

Эти приборы предназначались для механиков водителей танков БТ. Новые приборы получили названия "Шип" и "Дудка". В общем, их устройство представляло собой комплект, из оборудованных перескопическими ЭОП налобных очков, работающих в паре со специальными фарами, оборудованными ИК-светофильтром. Сами ИК-фары устанавливались на танк.

Очки механика-водителя танка БТ из комплекта устройства "Шип"
Очки механика-водителя танка БТ из комплекта устройства "Шип"

Дальнейшей доработке подвергся комплект "Дудка". В 1940-м и в начале 1941 года были проведены дополнительные испытания, которые подтвердили, что система позволяет механику-водителю вести наблюдение на дальность до 50 метров, имея угол обзора до 25° и при этом, уверенно управлять танком, хоть и на малой скорости. Данная система состояла из очков с перескопическими ЭОП, фар с ИК-светофильтрами, блока управления, и электрокабелей. Помимо этого, имелся специальный ИК-фонарик для подачи сигналов.

Комплект системы ночного видения "Дудка" 1- ИК-прожектор. 2 - электрокабели.             3 - ИК-фонарик. 4 - блок управления. 5 - перископические очки.
Комплект системы ночного видения "Дудка" 1- ИК-прожектор. 2 - электрокабели. 3 - ИК-фонарик. 4 - блок управления. 5 - перископические очки.

В целом, данная система с имеющимися характеристиками удовлетворяла требования представителей армии, поэтому был налажен ее выпуск в малом количестве для дальнейших войсковых испытаний. Дальнейшая эксплуатация выявила требования для некоторых доработок, особенно по использованию в зимнее время. А начало ВОВ в 1941 году - привело к временной остановке проекта.

Общий вид устройства ночного видения "Дудка", установленный на танке БТ.
Общий вид устройства ночного видения "Дудка", установленный на танке БТ.

Но если про эти Советские ПНВ можно найти хоть малую информацию, то про некоторые другие экземпляры практически нет данных. Так, несколько лет назад, "архив автомобильного фонда" представил найденные фотографии, на которых запечатлены совершенно забытые в течении времени очки ПНВ. Разрабатываемые как видно, для установки на грузовые автомобили. Как и в случае с танковыми ПНВ, на фото отчетливо просматриваются основные элементы комплекта.

На фото неизвестный комплект ПНВ. ИК-фонарь на груди, за спиной - блок АКБ. Источник: Автомобильный архивный фонд, (autoar.org)
На фото неизвестный комплект ПНВ. ИК-фонарь на груди, за спиной - блок АКБ. Источник: Автомобильный архивный фонд, (autoar.org)

На опубликованных архивом фотографиях представлены два варианта ПНВ.

Первый вариант, видимо предназначался для различных работ, которые мог проводить водитель с машиной в условиях ночного освещения, а второй вариант - уже непосредственно для вождения. В варианте для вождения очки крепились внутри кабины на уровне глаз и видимо регулировались по уровню роста водителя. ИК - осветитель находился снаружи на крыше сверху.

Источник:  Автомобильный архивный фонд, (autoar.org)
Источник: Автомобильный архивный фонд, (autoar.org)

Но на этом история разработки отечественных приборов ночного видения не заканчивается, в интернете есть лишь одно изображение и краткие упоминания о прицеле, который маркировался как Ц-3, позволявший вести наблюдение и огонь на дальность 150 метров. В некоторых воспоминаниях советских солдат и офицеров после войны, так же встречаются упоминания о нем. Это был ночной прицел, который ограниченной партией поставлялся в войска для испытаний с 1943 года и был разумеется, секретным.

ППШ, оборудованный прицелом Ц-3. Отсутствуют АКБ и ИК-осветитель.
ППШ, оборудованный прицелом Ц-3. Отсутствуют АКБ и ИК-осветитель.

Помимо прицела для стрелкового оружия, во время войны испытывали и ПНВ для танков. Видимо, отличные от ПНВ типа "Дудка". Об этом свидетельствуют записи из книги генерала Николая Ивановича Бирюкова "Танки - фронту!". Из них следует, что в середине 1943 года на фронт приходили танки, оборудованные ПНВ с целью проведения войсковых испытаний, но это единичные случаи.

В любом случае, имеющейся информации вполне достаточно. Из нее можно сделать вывод, какими темпами шла научная деятельность в СССР. Интересен факт, что на данный момент - самостоятельное производство современных приборов ночного видения третьего поколения осуществляют только США и Россия.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на мой канал и оставляйте комментарии к статье!