Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
Больше года назад, в декабре 2018, наш канал опубликовал большой биографический очерк к 80-летию пианиста Маккоя Тайнера.
А 6 марта 2020 легендарный джазовый пианист, лауреат высшей награды США для джазового артиста — премии NEA Jazz Master (2002) — и пяти премий Академии звукозаписи Grammy, Маккой Тайнер (McCoy Tyner) скончался в США на 82 году жизни. Его уход подтвердили в социальных сетях члены семьи музыканта. После ухода из жизни контрабасиста Джимми Гэррисона и барабанщика Элвина Джонса именно Тайнер много лет оставался последним действующим участником легендарного квартета саксофониста Джона Колтрейна (1926-1967).
Первым о смерти Маккоя сообщил его племянник Колби Тайнер, вице-президент радиосети Radio One (часть ведущего афроамериканского медиа-конгломерата Urban One, Inc., где Колби тоже занимает высокое положение). «С грустью сообщаю об уходе из жизни моего дяди Маккоя Тайнера. Один из лучших джазовых пианистов всех времён, легенда Филадельфии», написал он в Twitter.
Затем последовало заявление всей семьи, в которую, кстати, входит также и бывшая жена Маккоя — Айша Тайнер, их сын Дин Тайнер (полное имя — Нуруддин: и мать Айша, и отец Маккой исповедовали ислам, Маккой даже носил одно время мусульманское имя Сулаймон Сауд), а также младший брат Маккоя, бывший исполнительный вице-председатель Коммунистической партии США Джарвис Тайнер.
С тяжёлым сердцем мы сообщаем об уходе из жизни легенды джаза Альфреда «Маккоя» Тайнера. Маккой всю жизнь посвятил музыке, семье и духовной жизни. Музыкальное наследие Маккоя Тайнера будет вдохновлять его поклонников и будущих музыкантов следующих поколений.
Два года назад в одном из последних своих интервью Маккой Тайнер, которого как раз избрали почётным членом правления общества Друзей дома Джона и Элис Колтрейн, говорил о великом саксофонисте, работа в квартете которого в 1960-1965 годах сделала Маккоя одним из самых известных пианистов в мире:
— Я счастлив, что знал его: он был гением. Я никогда не терялся в лучах его величия: ведь я знал его матушку, его кузину Мэри, всю его семью в Филадельфии. Он, бывало, похлопывал меня по спине: «Это вот мой младший братик».
Маккой Тайнер был на 12 лет младше Джона Колтрейна. Он вошёл в состав его квартета 18-летним в 1960 году, формально ещё будучи учеником выпускного класса средней школы. О роли игры Маккоя в звучании квартета величайший реформатор джазового искусства отзывался так: «Это, в общем, он даёт мне крылья и даёт время от времени оторваться от земли». С участием Тайнера были записаны многие эпохальные работы квартета Джона Колтрейна, в том числе самый известный его альбом 1960-х, «A Love Supreme» (1964).
Интересно, что в годы работы с Колтрейном пианист не оставлял собственных сольных проектов. Многие его работы 60-х, сделанные сначала для той же, где он записывался с Колтрейном, фирмы грамзаписи Verve, а затем на легендарном лейбле Blue Note, заслуженно входят в золотой фонд постбопа 1960-х.
Конец 60-х оказался тяжёлым временем для Тайнера. Колтрейна он оставил в 1965, когда саксофонист стремительно ушёл в крайний авангард. Но не стилистические изменения заставили Маккоя уйти. Он объяснял произошедшее просто:
— У Джона в это время стали играть одновременно сразу два барабанщика. Я просто перестал слышать, что я играю.
В 1967 Колтрейн умер от рака печени, немного не дожив до 41 года, и в это же время начался стремительный закат Blue Note, с которой у пианиста был контракт. Несколько лет Тайнер получал какие-то гроши за переиздания старых записей, а новые его работы, запись которых стоила немалых денег (в США запись традиционно оплачивает артист, а фирма грамзаписи затем выкупает у него мастер-экземпляр альбома), ложились на полку: лейбл перестал выпускать новые записи, на долгие годы уйдя в полузабвение. Пианисту пришлось поездить с исполнителями соул и ритм-н-блюза в качестве гастрольного клавишника и некоторое время даже подрабатывать частным извозом. Он совсем было решился идти работать в такси, но жена Айша уговорила его остаться в музыке... и в 1970-е началось возрождение славы джазового пианиста Маккоя Тайнера, не поддавшегося всеобщей моде на фьюжн и оставшегося верным акустическому инструменту. В эти годы он открыл для себя ритмы и интонации Африки, Бразилии и Карибского бассейна и выпустил целый ряд выдающихся работ на лейбле Milestone.
В России Маккоя видели в 2004 и 2010 годах, уже в статусе живого классика. Хорошо, что это было: Тайнер и (в 2002) барабанщик Элвин Джонс оказались единственными ветеранами колтрейновской эпохи, выступавшими в России.
Это случилось благодаря музыканту и продюсеру Игорю Бутману, его клубу (2004) и фестивалю «Триумф джаза» (2010), на котором с Маккоем играла ещё одной легенда — саксофонист Гэри Бартц.
Хотя здоровье пианиста заметно пошатнулось в начале 2010-х, он продолжал выступать. Известность получили его выступления с ещё одним саксофонистом по фамилии Колтрейн: в его ансамбле начала 2010-х играл сын Джона, тоже тенор-саксофонист Рави Колтрейн. Улыбаясь, Маккой говорил о нём:
— Он играет по-своему. Но он так похож на отца! Улыбка, манера держаться... Всё это я уже когда-то видел!
ВИДЕО: выступление на фестивале во Франции, 2012. Квартет Маккоя Тайнера с участием Рави Колтрейна.
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!