Сразу оговорюсь что ОВЗ бывает разным.
Здесь речь пойдет не о речевых нарушениях, и не о легких физических.
Для таких деток в детских садах все предусмотренно и специалисты есть. Речь идёт о тяжелых формах ОВЗ к которым детские сады оказались совсем не готовы.
Но ФГОС считает по-другому.
ФГОС дошкольного образования предполагает для детей с ОВЗ ---
- создания специальных условий в детском саду.
У нас и для обычных детей условия не всегда бывают, какие надо.
До сих пор вся материальная база делается руками воспитателя ( из серии: голь на выдумки хитра) или покупается им же.
- Применение специальных средств обучения и воспитания, соответствующих физиологическим возможностям ребенка.
Имеется ввиду разные специальные карточки для развития.
Тут главное не зевать и сидеть с одним таким ребенком индивидуально. Только отвлечешься на других детей ( надо же, есть ведь оказывается и еще другие дети в группе), считай карточек уже нет: порвал, помял, съел. Иди, снова делай, покупай.
- Привлечение ассистента для оказания технических услуг ( то есть тьютор - хотя это разные специализации).
У нас тьютор- это воспитатель, который отпахал смену в своей группе и потом идет в другую тьютором (добровольно- принудительно) за 10000 в месяц. От принудительных работ толку нет, только галочки. Да и понятно, работа в две смены с детьми, кого хочешь взбодрит.
- Разработку специальных программ.
Вообще за это люди деньги получают, поэтому и программы у нас плодятся со скоростью ветра. Нам предлагается это так сделать.
- необходимость оперативного повышения квалификации воспитателей
Срочно пройти курсы по работе с детьми с ОВЗ.
Я прошла, что то мне это не сильно помогло в практической деятельности. Я получила много не нужной информации, а конкретных методик, как работать с одним ребенком с ОВЗ, когда у тебя ещё 30 детей рядом с ума сходят, не услышала. Думаю их нет - методик.
Ну а это мое самое любимое условие:
- Сокращение количества дошкольников в группах с целью равномерного распределения педагогической нагрузки и максимальной индивидуализации воспитания.
Интересно, у кого-нибудь это уже случилось? У меня лично нет. Детей все больше и больше в каждой группе.
Так что распределяем педагогическую нагрузку на всех и получаем, что индивидуально, только поздороваться с утра получается.
К числу детей с ОВР относятся:
- С нарушениями речи.
Сейчас во многих детских садах есть специалисты, которые могут помочь и помогают такому ребенку. Но родителям стоит подумать и о частных занятиях.
- С нарушениями слуха, нуждающиеся в сурдопедагогическом сопровождении.
- С дефектами зрения.
Почему такие дети находятся в обычном детском саду - это уже на совести родителей. Потому, что здесь такой ребенок не получит нужной помощи. Как бы ФГОС не изголялся, нет и никогда не будет здесь нужных специалистов и технической базы для этого.
- С задержкой психического развития.
Тут степень тоже бывает разной.
Но общая суть такова:
такой ребенок обычно физически хорошо развит, сложно управляем, агресивен с другими детьми и со взрослыми. И если в младших группах как -то с этим справиться еще можно, то в старших группах это жуть. Коррекция возможна только индивидуальным подходом. Но где взять время?
- С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Здесь тоже всё ясно - нужых специалистов нет, оснащения нет, сопровождающего нет. Всё ложится на плечи воспитателя.
- С патологиями аутистического характера.
- Со сложными комплексными дефектами развития.
- С тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Про это можно почитать в моих предыдущих статьях