ПИШУ ТОЛЬКО О ТОМ, С ЧЕМ САМ СТАЛКИВАЛСЯ
Продолжение. Начало здесь.
Всё-таки, закончу с вопросом о Шквале.
Напомню некоторые технические характеристики торпеды-ракеты: скорость - 370 км/ч или 200 узлов (~100 м/с); дальность - 13 км, т.е. максимальное время до цели - 2 мин. Головки самонаведения (ГСН) торпеда не имеет.
Применение торпеды надводными кораблями я не рассматриваю: не тема статьи. Представьте подводную лодку на охоте в открытом море, на борту имеется несколько торпед-ракет Шквал. По морю ходят цели: одиночные, но лёгкие и маневренные, типа эсминцев, корветов, фрегатов, и тяжёлые, типа авианосцев, крейсеров, танкеров, но идущих с прикрытием. По-моему, миссия поразить цель - невыполнима. Например, идёт эсминец со скоростью 33-35 узлов, или 60 км/ч, или 1 км/мин. Что ему неуправляемая торпеда, которой до него добираться 2 мин? Несерьёзно! Теперь, например, идёт авианосная группа, медленная и неповоротливая. Но кто же даст подводной лодке подойти на расстояние залпа, т.е. практически вплотную - на 13 км и ближе (см. рисунок)? Так что, я считаю, что Шквал - это мыльный пузырь: снаружи - красиво, а внутри - ничего нет.
Лирическое отступление: то, с чем сам не сталкивался.
Эти торпеды очень опасны в эксплуатации, именно из-за них погиб экипаж АПЛ К-141 Курск. Так считает писатель Дмитрий Черкасов, который по горячим следам провёл собственное расследование. Поскольку он никак не высказывался на эту тему на пространстве Интернета, я осмелюсь его версию изложить своими словами. Заранее прошу у него прощения, если я что-то исказил или попутал: много лет прошло...
Итак, конец лета 20 лет назад, на Северном флоте начинаются крупные морские манёвры. В чьи-то горячие головы пришла оригинальная мысль: очень эффектно будет выглядеть прохождение АПЛ Курск под килем крейсера Пётр Великий (может, даже наградят), правда, глубина маловата - всего 108 метров, а сама подлодка высотой с пятиэтажный дом, да и осадка крейсера немаленькая. Но ничего, впритык пройти можно. Как назло, поднялся шторм, крейсер стало качать на волнах, но этот эффектный манёвр никто не стал отменять. И вот, во время прохождения Курска под Петром Великим, тот просел между волнами и со всей дури ударил Курск по рубке в районе спасательной камеры. От удара АПЛ получила дифферент на нос и тут же врезалась в дно, которое было непозволительно близко. От удара что-то взорвалось, команда бросилась в спасательную капсулу и попыталась всплыть, но капсула оказалась помята и не сработала. Тогда команда бросилась в конец АПЛ, в 9-й отсек, а в торпедный отсек начала поступать забортная вода. Напомню, в первой части статьи я говорил, что реактивный двигатель Шквала хранит на борту только горючее, а в качестве окислителя использует забортную морскую воду, и вот эта вода достигла повреждённых реактивных двигателей торпед, и они запустились. Если бы торпеды не были бы реактивными, всё бы окончилось менее печально.
Всё остальное общеизвестно: пока команда погибала, спасательные плавсредства стояли над Курском и восемь дней ждали, когда умрут все свидетели этой эффектной задумки, иначе вместо награды можно тёплых кабинетов и погон лишиться.
Отсюда, видимо, выдумка про американскую субмарину, которая незамеченной шастала между нашими кораблями и творила всяческие пакости. Глупость, ну кто же её не обнаружит (см. рисунок)?
Спрашивается, зачем пишу о том, в чём не специалист? Мой старший брат был офицером Северного флота, погиб под Архангельском в 1972 году, так что всё это мне не безразлично.
Подписывайтесь на мой канал, я ещё много чего интересного расскажу, ну и ставьте лайки для поддержки.
До встречи.