История из моего Живого журнала от 2011 года.
Этот пост посвящен восточному участку брошенной железной дороги, На полный маршрут Новодеревенская – Николайчук нужно двое-трое суток.
Утром надо сесть на пригородный дизель-поезд Южно-Сахалинск – Новодеревенская и через 40 минут (и всего лишь 38 рублей) вы выходите на конечной станции.
Интересно (думал я по дороге) как же она выглядит? Вдруг я не найду нужную дорогу?
Вот она, платформа «Новодеревенская» Сахалинской железной дороги (сейчас уже Дальневосточной).
Ошибиться практически невозможно. Дачники идут назад по ходу движения (и мне точно не туда), есть еще дорога в горку (тоже к дачам), ну и нужная мне тропа вдоль бывшего железнодорожного пути. Больше тут ничего нет — ни кассы, ни домов, ни сараев, ни магазина, ни палатки. Строений вообще рядом нет и ближайшие дачи в километре-полутора.
Историческая справка:
Данная дорога проложена японцами еще в середине 20-х годов для связи столицы префектуры с западным побережьем. Работы велись в трудных инженерных условиях — горы, леса, сложная гидрология — но тем не менее были закончены достаточно быстро (к 1928 г.). Широко применялся полурабский труд тогдашних «трудовых мигрантов» — специально завезенных сюда корейцев («тако»). Смертность среди них была очень высока.
На трассе масса тоннелей и других интересных инженерных сооружений, например мостов и противоосыпных галерей. Дорога действовала почти 60 лет но...
«1990-е годы стали тяжёлым временем для этой железнодорожной сети. Объём перевозок упал до исключительно низких значений. В 1994 году ... железная дорога понесла ощутимую утрату: было прекращено движение практически по всей линии Холмск — Южно-Сахалинск (между станциями Николайчук и Новодеревенская). Построенный ценой огромных жертв горный участок считался самым красивым в СССР. Он имел большое значение для экономики Сахалина. Но когда встал вопрос о реконструкции 12 тоннелей суммарной протяжённостью 5087 метров, местные власти сочли, что проще и дешевле всего будет уничтожить эту дорогу, не отвлекаясь потом на её ремонт».
http://sbchf.narod.ru/11/sahjd.html
Тупик мимо которого мне и надо идти.
Глянем последний раз на вывеску (я снял ее практически только ради надписи «Сахалинская железная дорога»)…
… и на дизель. Вечером (около 17 часов) он должен забрать меня обратно в Южно-Сахалинск.
Сама тропа не просто проходима а на данном участке даже и проезжа на автомобиле. Рельсы сняты (и, как говорят, проданы в Китай) и кругом валяются остатки шпал и много чугунных кованых костылей.
Я один костыль подобрал и привез в Москву :) Пусть полежит.
Это самый скучный участок пути и идти надо около часа-полутора до первого тоннеля. Хотя почему скучный? Такие пейзажи не могут наскучить.
Иду-иду, смотрю впереди меня какая-то курица шагает...
Куропатка? Опознает может быть кто? А это тот самый бамбук.
Я то думал там будут удочки расти как в Сочи, а он здесь другой совсем. Кусты, похожие на осоку, подлесок — но не дерево.
Все выше в горы, все круче склоны и за одним из поворотов показался портал первого тоннеля.
А около входа еще любопытные бетонные сооружения — может и водоотвод, а может быть и бронеколпаки ДОТов. Например на БАМе у мостов и тоннелей бронеколпаки есть.
Он прямой и видится коротким. Только когда по нему идешь, так вовсе не кажется.
Тут-то фонарик из гостиницы и пригодился. Вообще-то там неуютно...
Но выход все ближе...
Тут начинаются рельсы, ведь за тоннель на машине не проедешь, а железки на горбу таскать дураков нет.
Южно-Сахалинская ТЭЦ видна на горизонте. Я же говорю — хороший ориентир.
Лес на сопочках странноватый, у нас совсем не такой.
Вот например чисто березовая горка.
Почти сразу и второй тоннель. Он и побольше и не просматривается насквозь, в отличие от первого.
Внутреннее состояние — очень приличное.
С одной стороны горы, а с другой — река.
Там наледи, кстати. Снег в теневых местах еще не сошел.
Следующий архитектурно-исторический экспонат — противоосыпная галерея.
Повторю еще раз — состояние сооружений очень неплохое. Восстановить все это, по-моему, реально.
Боковые рельсы клейменые. Можно увидеть и фирму-изготовителя и дату изготовления.
Можно разобрать следующие надписи -
UNION D 1887 N.T.K.
SHEFFIELD TOUGHENED STEEL 1888 P IRU
BARROW STEEL S 166 1893 IRI
Я бы и рельсину приволок с собой, но уж очень тяжелая :)
Вторая противоосыпная галерея, на этот раз полностью открытая. Но и снег здесь при пекущем солнце лежит себе и таять пока не собирается.
Справа на фото можно наблюдать знаменитые лопухи, которые к середине лета вырастают до трехметрового роста. А пока они совсем маленькие.
Болотце с дикими цветами, видимо близкими родственниками домашних кал.
Красота!
А вот на это место посмотрите повнимательнее: тут надо с дороги повернуть направо. А зачем — я расскажу вам завтра.