Найти в Дзене
Злой таможенник

Погоны - яблоко раздора

Около года назад была написана статья, освещающая болезненный погонный вопрос в таможне. По непонятным причинам она не была своевременно опубликована на канале. С учётом того, что в ФТС намерены перевести значительную часть сотрудников под погоны, актуальность статьи слегка потеряла свои позиции. Но в то же время она наглядно раскрывает, почему этот шаг был столь необходимым. Да и не всех таможенников переводят под погоны, поэтому восполняем пробел.

---------------------

Одним из самых животрепещущих и деликатных вопросов, связанных с прохождением службы в таможенных органах, является так называемый погонный аспект. Об этом часто пишут, но чаще всего публикации сводятся к сухой статистике уровня зарплат, без раскрытия сабжа как такового, не говоря уже про освещение подводных камней и внутренней специфики обсуждаемого вопроса.

Должностные лица таможенных органов разделены на две основные категории. Самой многочисленной является категория федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС). Это основная движущая сила, фронт. Это они проводят досмотры, стоят круглосуточно на посту под проливным снегом, выпускают декларации и так далее. Являясь гражданскими служащими, они не имеют специальных званий по аналогии с воинскими, а являются носителями классных чинов (референт, советник). Базовый уровень денежного содержания варьируется в интервале 20-30 тысяч рублей в зависимости от должности, выслуги, классного чина и других параметров. Весьма не густо. 90 % таможенников, занимающих должности ФГГС, испытывает зависть и лютую н̶е̶н̶а̶в̶и̶с̶т̶ь̶ любовь к своим коллегам, имеющим специальные звания (правоохранительный блок, СБшники, руководство аппарата таможен, начальники постов со своими замами и т.д.), которые именуются на внутреннем сленге "сотрудниками". И на это есть ряд объективных и субъективных причин.

Во-первых, совершенно иной принцип оплаты труда. Минимальный размер зарплат начинает варьироваться примерно от 40 тысяч рублей в месяц, что значительно выше скромных монет на должностях ФГГС. Основные претензии рядовых инспекторов складываются к правоохранительным подразделениям. В глазах трудяги ситуация обстоит таким образом, что всю "чернуху" проделывает именно он, а правоохрана подключается на заключительном этапе, когда уже всё "готово" или просто имеет наглость примазываться к результатам, добытым лично им. Зачастую, так оно и есть, хотя и далеко не всегда. Чувство внутренней несправедливости не может покинуть его голову, поскольку такое положение вещей не особо радует. Но опять же, это взгляд глазами инспектора, обзор которого сильно ограничен информационными рамками. Роль правоохраны значительна. Но как правило, инспектор её не осязает.

Из первого аспекта отпочковываются множество других. Такая разница в зарплатах сделала погонные должности труднодоступными. Попасть из ФГГС в сотрудники было не просто сложно, а очень сложно. Закрытость и "элитарность" погонного клуба делает практически недосягаемой возможность стать референту лейтенантом. Самый простой способ попасть под погоны - это стать сотрудником какого-нибудь ОАРа или подразделения, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ОРО, ОБКН и т.д.). Но как правило, вакансии быстро заполняются "своими" людьми. Очередь в эти подразделения стоит большая и попасть в неё без рекомендаций не так уж и просто. Нередко туда попадают люди из других правоохранительных органов, к̶о̶т̶о̶р̶ы̶х̶ ̶в̶ы̶г̶н̶а̶л̶и̶ ̶з̶а̶ ̶п̶ь̶я̶н̶к̶у̶ которых таможня имеет свойство впитывать. Зачастую они имеют слабое представление о таможенном контроле, чем изрядно досаждают инспекторам с большим опытом работы.

При задержании контрабанды оперативники часто вмешиваются в рабочий процесс со своими наставлениями, чем иногда изрядно вызывают раздражение у постовских
При задержании контрабанды оперативники часто вмешиваются в рабочий процесс со своими наставлениями, чем иногда изрядно вызывают раздражение у постовских

Рабочие конфликты на этой почве нельзя назвать редкостью. Опер не всегда в состоянии вникнуть в тонкости таможенного контроля, но ультимативно требует от постовского инспектора расчехлить шашку, наложить арест на всё движимое и недвижимое и т.д. Попытки объяснить оперу о невозможности осуществить те или иные действия, в силу объективных причин, часто перерождаются в конфликты с подключением руководства, обвинениями в саботаже или даже коррупции. Исход подобных споров зависит от конкретных обстоятельств, но часто порождает взаимную неприязнь, что не может не сказываться на самих результатах деятельности.

Носители специальных званий, в отличие от своих коллег-ФГГС, имеют и ряд других преференций, связанных с отпусками, лечением и другими плюшками. Но самым важным моментом является пенсия, на которую имеет право сотрудник по выслуге лет. В подразделениях, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, этот процесс протекает ещё быстрее, идёт льготное исчисление выслуги. При таком раскладе, уйти на пенсию можно задолго до наступления сорокалетнего возраста.

К слову, такая существенная разница в зарплатах была не всегда. Повышение окладов сотрудникам произошло примерно в 2012-2013 году. До этого денежное содержание обоих категорий сотрудников было примерно сопоставимо, а фонд премиальных иногда у ФГГС был выше. В тех условиях миграция из сотрудников в ФГГС была частым явлением. ФГГС имеет бессрочный контракт, в то время как у сотрудника постоянно болит голова из-за необходимости "продлеваться". Плюс ко всему, инспектор имеет фиксированный график работы, в отличие от сотрудников, у которых он весьма и весьма размыт. Постоянное местонахождение на работе мало кого может радовать. Да и в те годы было больше возможностей "подшабашить" на постах, что ещё больше давало поводов сделать выбор в пользу ФГГС.

Но правила игры были существенно изменены. Обратно в сотрудники вернулись далеко не все. Вслед за этим улетучилась стойкая надежда на достойную зарплату, "военную" пенсию и прочие плюшки.

Очевидная социальная и финансовая пропасть между ФГГС и сотрудниками не может не сказываться на внутреннем климате такого непростого организма, как таможня. Подобное расслоение провоцирует утрату мотивации у инспекторского состава, часть из которого потеряло надежду на "погоны". В силу предстоящих изменений эта пропасть станет менее заметной для некоторых категорий таможенников.

За бортом "погон" пока ещё остаются таможенники с внутренних постов и функциональных подразделений, которые также осуществляют таможенный контроль. Возможно это компенсируется материальным стимулированием или введением дополнительных выплат. В любом случае, необходим общий знаменатель, который поможет сгладить существующее напряжение.

---------------------

© Telegram-канал Злой таможенник

Больше статей. Без цензуры:

https://t.me/zloytam