Найти тему
Обдумывающим житьё!

Эй, общество, гражданами будем?!

Кругом разговоры о гражданском обществе. Модно быть активным. Что же такое «гражданское общество»?

Явление не молодое, но сейчас модное, заморское, а потому обратимся к живительному первоисточнику - «Википедии»!

Там читаем: «Гражда́нское о́бщество — совокупность граждан, не приближенных к рычагам государственной власти; совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур; сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе».

Не очень понятно, это как? Быть в государстве, жить по его законам, иметь по отношению к нему права и обязанности, выбирать и в то же время быть вне его регламентации? Словоблудие какое-то. Может просто записать – если тебе не нравятся законные требования государства – можно их не выполнять? Как быть уверенным в независимости этих объединений граждан? Сколько примеров, когда это самое «гражданское общество» использует в своих целях кто угодно, иногда из-за рубежа пытаясь выступить этим самым фильтром и даже диктатором требований, а очень высокий уровень жизни «активистов» (или скорее функционеров?) этих НКО вызывает обоснованные сомнения в их истинной некоммерческой направленности. Почему недостаточно государственных мер контроля власти путем взаимодействия ветвей, контрольных органов, в том числе и выборных, сигналов граждан. Как гражданин, я вполне не могу отстоять свои интересы и в рамках государственных структур? Посмотрим, как авторы статьи «Википедии» видят суть и условия самого существования «гражданского общества»:

«В общественных науках выделяются следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность работе церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Томас Гоббс, английский философ:

«Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом».

Джон Локк, английский философ:

«Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы».

Шарль Монтескьё, французский философ:

«Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство».

Томас Пейн, американский просветитель:

«Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства».

Георг Гегель, немецкий философ:

«Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер».

Карл Маркс и Фридрих Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

«Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство».

Условия существования гражданского общества

автономизация общества, превращение человека в индивида, освобождённого от всяких уз, связывающих его с ближними.

наличие в обществе частной собственности на средства производства: «Первый, кто расчистил участок земли и сказал: „Это моё“, — стал подлинным основателем гражданского общества» (Жан-Жак Руссо);

наличие конфронтации имущих с неимущими в форме постоянно текущей «холодной гражданской войны», «хищничество богачей, разбой бедняков» (Руссо)

наличие демократии в социальной сфере;

правовая защищённость граждан;

определённый уровень гражданской культуры;

высокий образовательный уровень и высокая гражданская активность населения;

наиболее полное обеспечение прав и свободы человека;

самоуправление;

конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

сильная социальная политика государства;

многоукладная экономика;

большой удельный вес в обществе среднего класса.

По цитатам видно, что концепцию «гражданского общества» разрабатывали давно и разные мыслители пришли к абсолютно разным выводам. Но скажите, мне одному кажется, что при таких условиях основная деятельность вот этого самого «гражданского общества» - «с жиру беситься», « дурью маяться», «бабло снимать»? Естественно, что в таком понимании гражданской активности больше всего проявляется молодежь, и далеко не лучшая её часть.

Функции гражданского общества «Википедия видит так»:

«Защита частных сфер жизни людей;

Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

Защита и продвижение общественных интересов;

Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков».

Знакомо? «В борьбе обретешь ты право своё». « Вся жизнь борьба, покой нам только снится..»

Я-то думал, что «гражданское общество» – это добровольное объединение граждан в первую очередь с целью самоорганизации в тех сферах, где государство по каким-то причинам не доработало, где оно и люди нуждаются в помощи, а функция контроля, вторична после функций советчика и помощника. На мой взгляд общество должно не конфликтовать с государством, чиновником, а помогать определять недоработки, узкие места, а в случае необходимости и помогать решению вопросов практически. Пример «гражданского общества» не протесты против всего плохого за все хорошее, а волонтеры поисковых отрядов, спасателей, реальных защитников животных, а не крикунов. У нас уже процветают «профессиональные волонтеры», профессионалы протестов, оказывающие заказчикам протестные слуги, и действующие по стандартным прайсам. Я могу понять желание некоторой части граждан добровольно «взвалить на себя» контрольные функции, которые легко монетизируются, так как оплачиваться могут как сторонниками, так и противниками, причем даже одновременно при деловой хватке исполнителя.

Удивителен подход к проявлению гражданской активности у наших прозападных либералов, ратующих за развитие «гражданского общества». У них это общество разделено, на правильное и неправильное. Возмущаться всем, что делает власть, к которой они рвутся, а народ их не допускает - это хорошо и правильно, возмущаться пропагандой чуждых народу ценностей, тем, что людям категорически не нравится – это неправильно.

Мне кажется, что в России должен быть свой уклад, собственное понимание роли добровольных, некоммерческих объединений граждан. Я хожу на выборы не для того, чтобы выбрать себе противников. Мы должны иметь демократическое, правовое, социальное государство, которое живя по Конституции, обеспечивает её выполнение всеми и взаимодействует с гражданами, при решении особо острых социальных вопросов, выслушивая их возражения и предложения, привлекая их, как волонтеров, к совету, помощи, а в отдельных случаях и к контролю деятельности отдельных госорганов и должностных лиц. Между государством и обществом должна быть не конфронтация, а взаимоуважение и сотрудничество на благо всего народа и процветания России. Вот чего нам не хватает.

Если подвести итог, то я хочу жить в государстве, где увидев брошенный пакет, человек просто поднимет и выбросит его в урну. Если он увидит, что мусор просто некуда бросить, или улица не убирается, то направит в соответствующую службу заявление о проблеме , посоветует поставить урну и почаще убирать, а если не найдет понимания там – пожалуется властям, или соберет единомышленников-волонтеров и сам решит проблему , а не как модно сейчас – увидев мусор, создать НКО, собрать финансирование и организовать митинг бездельников под лозунгами «Уберите мусор»! Кстати, а кто убирать будет мусор оставленный участниками такого митинга?