Найти тему
MADAME CRITIQUE

Нормально девочки жмут на кнопку: 8 лучших фотопроектов

Оглавление

Если слово "фотография" и слово "женщина" употребляются в одном предложении, то скорее всего, там присутствует и "АХ, КАКАЯ".  Женщина - объект желаний улыбается с каждого второго снимка, бигбордов и журнального глянца, чередуясь с красивыми пейзажами, котятами и едой. Но в какой-то момент женщина оказывается по ту сторону знания, сексуальности и фотокамеры.

1. Юлия Дроздек "КАКАЯ Я КРАСИВАЯ"

«Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету», - цитируемый отрывок нетленки Сент-Экзюпери как алгоритм к действию: начинаем с себя, затем интенсивно украшаем собой все вокруг.

На снимках Юлии "Дроздековся консистенция женственности": меняем наряды, улыбаемся на камеру. Женщина одна дома способна превратить квартиру в съемочную площадку. В самых привычных местах: в тамбуре купейного вагона, у раковины с посудой, на кухне и даже в детской с горшком на голове - женщина выглядит потрясающе. Эти фотографии вполне могут стать иллюстрациями в какой-нибудь эзотерической книге 80-левела по повышению самооценки:  «Как полюбить себя и понять, какая я красивая». Юля Дроздек так и называет свою лечебную серию для разочарованных домохозяек: «Эге-гей, девчонки, выше нос! Ребенок, беременность, проблемы, какая-то хрень в стране? Не повод опускать руки, а тем более запускать их!».

- Посмотрите, я такая же, как вы, скоро я принесу в этот мир еще немного красоты, еще одного маленького человечка – говорит нам с фотографий беременная женщина, делающая селфи. Но о том, что она и модель, и фотограф нам не догадаться, все происходит без айфона и зеркала. Юля Дроздек снимает автопортреты и выстраивает композиции с маленьким Яшей сама, о чем нам тоже сразу не догадаться, если мы не фолловим ее профайлы в социальных сетях. Мой совет, зайдите, и посмотрите какая она красивая.

-2
-3

2. Ирина Волгарева "БЕЛЫЙ ПРОЕКТ"

Мы всегда мыслим себя в системе координат: на пересечении времени и места ставим точку своего пребывания. «В 9 часов вечера мое тельце находится в клубе «Орхидея» в Коктебеле» -  чекинимся мы в Foursquare, пытаясь доказать миру: я фотографирую еду смартфоном, следовательно существую. Но эта серия фотографий абсолютный дзен-буддизм. Только ты и белое поле, молочная густая пустота, за которой угадывается моря, пляж, суматоха, раскаленные тела на песке, вся пестрота полотенец и номадический продавец, своим голосом призывающий крымских божеств: «Мидии! Рапаны! Пахлава медовая!» Пока зритель воспроизводит все это в памяти, раскрашивая фотографии Ирины Волгаревой, сама она оставляет короткую записку: "Что будет, если представить, что моря не существует там, где оно есть? Пустое пространство как фон делает людей странными гигантами, бредущими никуда. Пляж становится местом необъяснимых действий".

-4
-5
-6

3. Лена Ленда "ARABIAN VOGUE"

Абсолютно оригинальная история о том, как Ахиллес догоняет черепаху.

Лена Ленда, фотограф, художник и человек, обладающий совершенно оригинальным чувством стиля, родом из Полтавской области показывает нам альтернативную историю Роксоланы. Представим, что наша героиня из селища миського типа, попадая в арабские страны, обнаруживает там не гарем с ленивыми Шахерезадами, вкушающих лукумы, халву и предлагаемый ассортимент восточных сладостей, льющих благовония на  свои полные ляжки, но стремящихся воплотиться в европейских женщин, читающих глянец и не прогуливающих фитнес девушек. И как тут не растеряться: одна идентичность догоняет другую, которая как ящерица, уже сбрасывает хвост, чтобы стать кем-то третьим. Главная героиня этой серии фотографий - не пост-советская мать-одиночка  с  травмой от распада империи, тянущая шлейф трех кравчучек и алкогольного перегара бывшего гражданского мужа, не мусульманская заложница мужского деспотизма, а практически  толерантная полит корректная и совершенно стерильная принцесса европейского «Вога».

-7
-8
-9

4. Оксана Курчанова "КОЛЕЖАНКИ"

Проект о женской дружбе, которой не бывает.

Не дай Бог, чтобы вам когда-либо оказаться на девичнике в какой-то из комнат студенческого общежития. Вам казалось, что вы за свою жизнь повидали, казалось бы слышали достаточно пошлых анекдотов и скабрезных рассказов. Маркиз де Сад позавидовал бы обычной расшифровке с диктофона с одного из таких вечеров, а Леопольд фон ЗахерМазох стал бы в очередь к камину за Николаем Васильевичем со своей «Венерой». С будничным видом полуголые девицы, закуривающие сигаретку сообщают тут друг другу самые свежие новости своей интимной жизни, которых бы с лихвой хватило бы на сиквел «Последнего танго в Париже» или того привета из 90-х от Мики Рурка. Дальше идет обсуждение проблемы и мудрейшие решения, тактические планы захвата чужого благосостояния, жилплощади или меню из различных изощренных видов мести, - таким горячим бывает редкое ток-шоу. Ну, и под конец, после десятка опустошенных бокалов красного полусладкого на радость всем соседям – караоке из хитов Аллегровой, Сережи Жукова и «плачет девочка в автомате».

Афта-патти с наклеенными ресницами и боевым абмундированием пройдет в каком-то из клубов города, но паренек, предложивший выпить у стойки никогда не догадается, что основной праздник уже прошел, он был с самым жестким фейс-контролем, только для этих трех подружек. Вот такой славный фотоотчет Оксаны Курчановой с «вечеринки для своих» можно было посмотреть в «Дзыге» тем летом и вспомнить своих самых-самых, только где сейчас они.… А потом заказать еще по стаканчику красного полусладкого.

-10
-11
-12

5. Белла Логачева "Домашние упражнения"

В начале прошлого столетия на всю ту часть мира, которую сейчас принято с нотками сочувствия в голосе называть пост-советским пространством пришел новый бог – коммунистический вождь. А с ним новая сильная мифология, новые, обязательные к выполнению, общественные ритуалы. И пока мусульмане ранним утром молились Аллаху, буддисты примирялись с вселенной и восходом солнца, день миллионов советских людей начинался с общей зарядки и звучащих вместе со счетом новых молитв из громкоговорителя: «Руки вместе, ноги на ширине плеч! И раз-два!».

«Домашние упражнения» - это не совсем серия фотографий, это книга, созданная в единственном экземпляре, на страницах которой фотографии и графика дополняют друг друга. Чернильная ретушь, ручная печать, старая нотная бумага, - «Домашние упражнения» можно отнести к так называемым «книгам художника». Ее автор, Белла Логачева создала историю о необходимости подготовки ко встречи с социумом, переосмыслив влияние всего из-вне на интимное пространство двух людей. 

Героям книги в наследство с советских времен остались утренние упражнения. Они всегда делали их синхронно, весь детский садик, потом вся школа, ну а затем весь рабочий коллектив дышали в одном ритме. То есть человек рос, а зарядка как будто все время была вместе с ним. От раскрашенных зверушками комнаток яслей до просторных учебных классов, от пионерлагерей и площадок перед корпусами до цехов заводов советские люди дышали в унисон. Население огромных просторов молотасто-серпастой родины каждый день сливалось в едином дыхании в буквальном смысле этого слова.

Потом советского союза не стало, утренних зарядок в добровольно-принудительном порядке, то есть в обыденном порядке не стало, и каждый начал дышать самостоятельно и в то время, когда ему вздумается. Герои этой книги продолжают делать утреннюю гимнастику, они живут, сталкиваясь с тем самым обществом. Советский союз ушел, а люди-то остались. И разглядывая их вместе с Беллой Логачевой, от того, что мы видим на фотографиях, появляется ощущение, что мир задохнулся.

-13
-14
-15

6. Даша Пугачева "Рефрейминг"

Фотографии Даши Пугачевой – жемчужина моей коллекции. Женская фотография, не будем лукавить, антропоцентрична. В кадре всегда человек. Женщина любит снимать себя,  возможно, это действует как психоанализ, визуализация помогает ей постигать и раскрывать ее саму и окружающих. Женский внутренний мир, ставший предметом миллиона анекдотов и афоризмов, все же настолько сложный и глубокий, что даже снимая других, мы видим, что все они только лишь средство, способы понять свое Я, они – отражения мыслей женщины. Поэтому женщина – фотограф, которая снимает урбанистические пейзажи – это поражает уже тем, что является объектом съемки.

Я долго разглядывала фотографии. Я не могла поверить.

Меня женщину-куратора тоже не проймешь пейзажиками, я люблю женщин-фотографов, которые снимают женщин-моделей, - предложение, которое прошло бехдель-тест на отлично. Но Даша Пугачева, словно Мечников, занимается селекцией, скрещивая разные виды, судьбы, времена и места, выращивает свой кадр.

А лучший аккомпанемент для рассматривания фотографий, конечно же, звуки трио «Панивалкова»

-16
-17
-18
-19

7. Полина Карпова "Lost Paradize"

Фотографии Полины Карповой, как заказ у проводницы поезда Мариуполь-Харьков  клубничного смузи и шоколадного маффина, такие китчевые, транслирующие стандартный набор визуальных образов блогера из Flickr или Tumblr. И в то же время,такие же абсурдные и смешные своей нелепой претенциозностью всем пассажирам вагона. В лучшем случае все это вызывает улыбку, но ведь не у всех проводниц есть чувство юмора. Почему тогда они в этом списке «лучших» фотографинь по моему мнению? Наверное, по той же причине, что и Эд Вуд числится в моем списке выдающихся режиссеров.

Я очень долго пыталась выделить какую-то одну тему, с которой работает юное дарование. Отчаялась. Потом я присматривалась к снимкам, пытаясь выбрать несколько нарративных линий, но и тут - нет. Не работают ни бинарные оппозиции: любовь-смерть, мужчина-женщина, уродство-красота. Нет никаких правил, кроме одного правила – фрагментарность. Альбом фотографий Полины Карповой или, например, ее выставка выглядела бы как дикая смесь визуального контента новостной ленты фейсбука – сексуальные нимфетки, SWAG, селфи в зеркалах туалетов  и шопинг моллов, машины времен моего дедушки, еда, фотосессии с советской символикой в заброшенных развалившихся промышленных постройках. Это то, что я вижу каждый день от разных людей из разных стран, это новый визуальный код, это алфавит глобализации. Мир, по завещанию Маклюэна, превратился в глобальную деревню, и, живя на одной из самых дальних ее околиц, я хочу понимать односельчан с соседних улиц, Вавилон покорился фотографии, универсальный букварь – это набор открыток из пачки самиздата «Niice».

А там уже есть раздел от молодой и сверхамбициозная Полины Карповой из Харькова, которая  активно мелькает в фотоотчетах с открытия модных выставок. Кроме того, так называемая, «харьковская школа фотографии» и так похожа на стандартное меню списанного плацкарта, нужно же какое-то разнообразие.

-20
-21
-22
-23

8. Марина Фролова "Без названия"

Я не умею писать хвалебные оды, но тут всерьез подумываю о курсах повышения квалификации.

Марина Фролова передает приветы из Севастополя такими кадрами, что сжимается сердце и за город-герой, который мы потеряли и за отсутствие выставок со снимками Марины. Серия без названия, помеченная мною «О женщинах в красном» никогда не выставлялась полностью, украшая групповую выставку в галерее «Ра» и лондонскую «Cult of the Body».

Перед просмотром такой фотографии нужен акваланг, кажется, ты погружаешься все глубже.

И если небольшое погружение с ластами обещает серия портретов «За стеклом», то женщины в красном зовут, как сирены в неведомые миры. Мне казалось, что этот лес я уже видела, и маску чумного доктора и мягкий тлеющий свет. Этот мир не за стеклом, он не под водой, он по ту сторону жизни.

Марина Фролова, фото с сайта http://cargocollective.com/UPHA/Marina-Frolova
Марина Фролова, фото с сайта http://cargocollective.com/UPHA/Marina-Frolova

И если в ренато-литвиновском лесу бродили люди с вопросом: «А когда я умру, ты заплачешь? Я так скучаю без тебя». То эти прекрасные женщины на снимках не спрашивают. Они те из-за кого плакали и кому часто говорили «Я так люблю тебя». Там, кажется, живут героини Достоевского - и Грушенька, и Настасья Филипповна и Полина, ведь не могли же они умереть в самом деле, просто буднично, от старости, давясь кашлем в своей несвежей постели. Нет, они, точно повторяя траекторию движения Фаины, шагнули сквозь зеркало. И только с помощью еще одного зеркала, линзы, глаза Марины Фроловой мы можем увидеть этот мир прекрасных самых. И даже без инъекции. Слишком размытые черты мешают рассмотреть лицо, на одном из снимков оно закрыто средневековой маской лекаря, приходившего в дом во время страшных эпидемий, а на тех фотографиях, где четко выступают округлые женские формы, все равно не идентифицировать земной женщины. Они – необычные, не глянцевые, укутанные в прозрачные отрезы тканей, напоминающие не то саван, не то ритуальные одежды служителей: древних забытых или еще не существующих культов.

 Лес – это запретное место, сколько народов придумывало сказок с простыммессаджем: «Ты в лес не ходи». Жителей леса невозможно контролировать, они не подчиняются общим правилам и живут не по канонам. Они не понятны, а как все непонятное, опасны.

На снимках те, кто живут в лесу. Они не только попали туда, они остались там. И сами понимают, что им оттуда не выйти. Но и зритель, как на краю пропасти. Вот-вот и он пропадет, провалится в кадр, словно в зазеркалье.

Ведьминский шабаш, лесные мавки, загадочные нимфы – эта картинка звучит, она совершенно динамичное кино, идущее само собой вопреки всем законам неподвижного кадра

-25
фото: Марина Фролова
фото: Марина Фролова
Эта моя статья была опубликована в уже почившем онлайн журнале FOTO UA в 2014 году