Если слово "фотография" и слово "женщина" употребляются в одном предложении, то скорее всего, там присутствует и "АХ, КАКАЯ". Женщина - объект желаний улыбается с каждого второго снимка, бигбордов и журнального глянца, чередуясь с красивыми пейзажами, котятами и едой. Но в какой-то момент женщина оказывается по ту сторону знания, сексуальности и фотокамеры.
1. Юлия Дроздек "КАКАЯ Я КРАСИВАЯ"
«Есть такое твердое правило, — сказал мне позднее Маленький принц. — Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету», - цитируемый отрывок нетленки Сент-Экзюпери как алгоритм к действию: начинаем с себя, затем интенсивно украшаем собой все вокруг.
На снимках Юлии "Дроздековся консистенция женственности": меняем наряды, улыбаемся на камеру. Женщина одна дома способна превратить квартиру в съемочную площадку. В самых привычных местах: в тамбуре купейного вагона, у раковины с посудой, на кухне и даже в детской с горшком на голове - женщина выглядит потрясающе. Эти фотографии вполне могут стать иллюстрациями в какой-нибудь эзотерической книге 80-левела по повышению самооценки: «Как полюбить себя и понять, какая я красивая». Юля Дроздек так и называет свою лечебную серию для разочарованных домохозяек: «Эге-гей, девчонки, выше нос! Ребенок, беременность, проблемы, какая-то хрень в стране? Не повод опускать руки, а тем более запускать их!».
- Посмотрите, я такая же, как вы, скоро я принесу в этот мир еще немного красоты, еще одного маленького человечка – говорит нам с фотографий беременная женщина, делающая селфи. Но о том, что она и модель, и фотограф нам не догадаться, все происходит без айфона и зеркала. Юля Дроздек снимает автопортреты и выстраивает композиции с маленьким Яшей сама, о чем нам тоже сразу не догадаться, если мы не фолловим ее профайлы в социальных сетях. Мой совет, зайдите, и посмотрите какая она красивая.
2. Ирина Волгарева "БЕЛЫЙ ПРОЕКТ"
Мы всегда мыслим себя в системе координат: на пересечении времени и места ставим точку своего пребывания. «В 9 часов вечера мое тельце находится в клубе «Орхидея» в Коктебеле» - чекинимся мы в Foursquare, пытаясь доказать миру: я фотографирую еду смартфоном, следовательно существую. Но эта серия фотографий абсолютный дзен-буддизм. Только ты и белое поле, молочная густая пустота, за которой угадывается моря, пляж, суматоха, раскаленные тела на песке, вся пестрота полотенец и номадический продавец, своим голосом призывающий крымских божеств: «Мидии! Рапаны! Пахлава медовая!» Пока зритель воспроизводит все это в памяти, раскрашивая фотографии Ирины Волгаревой, сама она оставляет короткую записку: "Что будет, если представить, что моря не существует там, где оно есть? Пустое пространство как фон делает людей странными гигантами, бредущими никуда. Пляж становится местом необъяснимых действий".
3. Лена Ленда "ARABIAN VOGUE"
Абсолютно оригинальная история о том, как Ахиллес догоняет черепаху.
Лена Ленда, фотограф, художник и человек, обладающий совершенно оригинальным чувством стиля, родом из Полтавской области показывает нам альтернативную историю Роксоланы. Представим, что наша героиня из селища миського типа, попадая в арабские страны, обнаруживает там не гарем с ленивыми Шахерезадами, вкушающих лукумы, халву и предлагаемый ассортимент восточных сладостей, льющих благовония на свои полные ляжки, но стремящихся воплотиться в европейских женщин, читающих глянец и не прогуливающих фитнес девушек. И как тут не растеряться: одна идентичность догоняет другую, которая как ящерица, уже сбрасывает хвост, чтобы стать кем-то третьим. Главная героиня этой серии фотографий - не пост-советская мать-одиночка с травмой от распада империи, тянущая шлейф трех кравчучек и алкогольного перегара бывшего гражданского мужа, не мусульманская заложница мужского деспотизма, а практически толерантная полит корректная и совершенно стерильная принцесса европейского «Вога».
4. Оксана Курчанова "КОЛЕЖАНКИ"
Проект о женской дружбе, которой не бывает.
Не дай Бог, чтобы вам когда-либо оказаться на девичнике в какой-то из комнат студенческого общежития. Вам казалось, что вы за свою жизнь повидали, казалось бы слышали достаточно пошлых анекдотов и скабрезных рассказов. Маркиз де Сад позавидовал бы обычной расшифровке с диктофона с одного из таких вечеров, а Леопольд фон ЗахерМазох стал бы в очередь к камину за Николаем Васильевичем со своей «Венерой». С будничным видом полуголые девицы, закуривающие сигаретку сообщают тут друг другу самые свежие новости своей интимной жизни, которых бы с лихвой хватило бы на сиквел «Последнего танго в Париже» или того привета из 90-х от Мики Рурка. Дальше идет обсуждение проблемы и мудрейшие решения, тактические планы захвата чужого благосостояния, жилплощади или меню из различных изощренных видов мести, - таким горячим бывает редкое ток-шоу. Ну, и под конец, после десятка опустошенных бокалов красного полусладкого на радость всем соседям – караоке из хитов Аллегровой, Сережи Жукова и «плачет девочка в автомате».
Афта-патти с наклеенными ресницами и боевым абмундированием пройдет в каком-то из клубов города, но паренек, предложивший выпить у стойки никогда не догадается, что основной праздник уже прошел, он был с самым жестким фейс-контролем, только для этих трех подружек. Вот такой славный фотоотчет Оксаны Курчановой с «вечеринки для своих» можно было посмотреть в «Дзыге» тем летом и вспомнить своих самых-самых, только где сейчас они.… А потом заказать еще по стаканчику красного полусладкого.
5. Белла Логачева "Домашние упражнения"
В начале прошлого столетия на всю ту часть мира, которую сейчас принято с нотками сочувствия в голосе называть пост-советским пространством пришел новый бог – коммунистический вождь. А с ним новая сильная мифология, новые, обязательные к выполнению, общественные ритуалы. И пока мусульмане ранним утром молились Аллаху, буддисты примирялись с вселенной и восходом солнца, день миллионов советских людей начинался с общей зарядки и звучащих вместе со счетом новых молитв из громкоговорителя: «Руки вместе, ноги на ширине плеч! И раз-два!».
«Домашние упражнения» - это не совсем серия фотографий, это книга, созданная в единственном экземпляре, на страницах которой фотографии и графика дополняют друг друга. Чернильная ретушь, ручная печать, старая нотная бумага, - «Домашние упражнения» можно отнести к так называемым «книгам художника». Ее автор, Белла Логачева создала историю о необходимости подготовки ко встречи с социумом, переосмыслив влияние всего из-вне на интимное пространство двух людей.
Героям книги в наследство с советских времен остались утренние упражнения. Они всегда делали их синхронно, весь детский садик, потом вся школа, ну а затем весь рабочий коллектив дышали в одном ритме. То есть человек рос, а зарядка как будто все время была вместе с ним. От раскрашенных зверушками комнаток яслей до просторных учебных классов, от пионерлагерей и площадок перед корпусами до цехов заводов советские люди дышали в унисон. Население огромных просторов молотасто-серпастой родины каждый день сливалось в едином дыхании в буквальном смысле этого слова.
Потом советского союза не стало, утренних зарядок в добровольно-принудительном порядке, то есть в обыденном порядке не стало, и каждый начал дышать самостоятельно и в то время, когда ему вздумается. Герои этой книги продолжают делать утреннюю гимнастику, они живут, сталкиваясь с тем самым обществом. Советский союз ушел, а люди-то остались. И разглядывая их вместе с Беллой Логачевой, от того, что мы видим на фотографиях, появляется ощущение, что мир задохнулся.
6. Даша Пугачева "Рефрейминг"
Фотографии Даши Пугачевой – жемчужина моей коллекции. Женская фотография, не будем лукавить, антропоцентрична. В кадре всегда человек. Женщина любит снимать себя, возможно, это действует как психоанализ, визуализация помогает ей постигать и раскрывать ее саму и окружающих. Женский внутренний мир, ставший предметом миллиона анекдотов и афоризмов, все же настолько сложный и глубокий, что даже снимая других, мы видим, что все они только лишь средство, способы понять свое Я, они – отражения мыслей женщины. Поэтому женщина – фотограф, которая снимает урбанистические пейзажи – это поражает уже тем, что является объектом съемки.
Я долго разглядывала фотографии. Я не могла поверить.
Меня женщину-куратора тоже не проймешь пейзажиками, я люблю женщин-фотографов, которые снимают женщин-моделей, - предложение, которое прошло бехдель-тест на отлично. Но Даша Пугачева, словно Мечников, занимается селекцией, скрещивая разные виды, судьбы, времена и места, выращивает свой кадр.
А лучший аккомпанемент для рассматривания фотографий, конечно же, звуки трио «Панивалкова»
7. Полина Карпова "Lost Paradize"
Фотографии Полины Карповой, как заказ у проводницы поезда Мариуполь-Харьков клубничного смузи и шоколадного маффина, такие китчевые, транслирующие стандартный набор визуальных образов блогера из Flickr или Tumblr. И в то же время,такие же абсурдные и смешные своей нелепой претенциозностью всем пассажирам вагона. В лучшем случае все это вызывает улыбку, но ведь не у всех проводниц есть чувство юмора. Почему тогда они в этом списке «лучших» фотографинь по моему мнению? Наверное, по той же причине, что и Эд Вуд числится в моем списке выдающихся режиссеров.
Я очень долго пыталась выделить какую-то одну тему, с которой работает юное дарование. Отчаялась. Потом я присматривалась к снимкам, пытаясь выбрать несколько нарративных линий, но и тут - нет. Не работают ни бинарные оппозиции: любовь-смерть, мужчина-женщина, уродство-красота. Нет никаких правил, кроме одного правила – фрагментарность. Альбом фотографий Полины Карповой или, например, ее выставка выглядела бы как дикая смесь визуального контента новостной ленты фейсбука – сексуальные нимфетки, SWAG, селфи в зеркалах туалетов и шопинг моллов, машины времен моего дедушки, еда, фотосессии с советской символикой в заброшенных развалившихся промышленных постройках. Это то, что я вижу каждый день от разных людей из разных стран, это новый визуальный код, это алфавит глобализации. Мир, по завещанию Маклюэна, превратился в глобальную деревню, и, живя на одной из самых дальних ее околиц, я хочу понимать односельчан с соседних улиц, Вавилон покорился фотографии, универсальный букварь – это набор открыток из пачки самиздата «Niice».
А там уже есть раздел от молодой и сверхамбициозная Полины Карповой из Харькова, которая активно мелькает в фотоотчетах с открытия модных выставок. Кроме того, так называемая, «харьковская школа фотографии» и так похожа на стандартное меню списанного плацкарта, нужно же какое-то разнообразие.
8. Марина Фролова "Без названия"
Я не умею писать хвалебные оды, но тут всерьез подумываю о курсах повышения квалификации.
Марина Фролова передает приветы из Севастополя такими кадрами, что сжимается сердце и за город-герой, который мы потеряли и за отсутствие выставок со снимками Марины. Серия без названия, помеченная мною «О женщинах в красном» никогда не выставлялась полностью, украшая групповую выставку в галерее «Ра» и лондонскую «Cult of the Body».
Перед просмотром такой фотографии нужен акваланг, кажется, ты погружаешься все глубже.
И если небольшое погружение с ластами обещает серия портретов «За стеклом», то женщины в красном зовут, как сирены в неведомые миры. Мне казалось, что этот лес я уже видела, и маску чумного доктора и мягкий тлеющий свет. Этот мир не за стеклом, он не под водой, он по ту сторону жизни.
И если в ренато-литвиновском лесу бродили люди с вопросом: «А когда я умру, ты заплачешь? Я так скучаю без тебя». То эти прекрасные женщины на снимках не спрашивают. Они те из-за кого плакали и кому часто говорили «Я так люблю тебя». Там, кажется, живут героини Достоевского - и Грушенька, и Настасья Филипповна и Полина, ведь не могли же они умереть в самом деле, просто буднично, от старости, давясь кашлем в своей несвежей постели. Нет, они, точно повторяя траекторию движения Фаины, шагнули сквозь зеркало. И только с помощью еще одного зеркала, линзы, глаза Марины Фроловой мы можем увидеть этот мир прекрасных самых. И даже без инъекции. Слишком размытые черты мешают рассмотреть лицо, на одном из снимков оно закрыто средневековой маской лекаря, приходившего в дом во время страшных эпидемий, а на тех фотографиях, где четко выступают округлые женские формы, все равно не идентифицировать земной женщины. Они – необычные, не глянцевые, укутанные в прозрачные отрезы тканей, напоминающие не то саван, не то ритуальные одежды служителей: древних забытых или еще не существующих культов.
Лес – это запретное место, сколько народов придумывало сказок с простыммессаджем: «Ты в лес не ходи». Жителей леса невозможно контролировать, они не подчиняются общим правилам и живут не по канонам. Они не понятны, а как все непонятное, опасны.
На снимках те, кто живут в лесу. Они не только попали туда, они остались там. И сами понимают, что им оттуда не выйти. Но и зритель, как на краю пропасти. Вот-вот и он пропадет, провалится в кадр, словно в зазеркалье.
Ведьминский шабаш, лесные мавки, загадочные нимфы – эта картинка звучит, она совершенно динамичное кино, идущее само собой вопреки всем законам неподвижного кадра
Эта моя статья была опубликована в уже почившем онлайн журнале FOTO UA в 2014 году